ru

Новости

Станислав Гольдберг рассказал о проблемах медицинской промышленности

Член Президиума, Заместитель председателя Комиссии по обращению медицинских изделий «ОПОРЫ РОССИИ» Станислав Гольдберг выступил на совместном заседании Президиумов Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и НП «ОПОРА» с участием Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.


Авиационная, автомобильная и медицинская промышленность во всем мире являются одними из самых технологически продвинутых и диверсифицированных отраслей экономики. По сути, они технологические мультипликаторы, дающие толчок новейшим разработкам.

На мировом рынке медицинской промышленности работают такие гиганты, как «Дженерал Электрик», «Джонсон и Джонсон», «Сименс» «Филипс», «Эббот» и многие другие, которые и определяют уровень развития и перспективу отрасли.

Российский рынок медицинских изделий (МИ) составляет около 1% от мирового. В течение последних 4 лет это примерно 270 млрд. рублей в год. Учитывая последний курсовой скачок, очевидно, что рынок резко уменьшился. Можно добавить, что в перерасчете на душу населения в нашей стране на медицинские изделия тратится примерно $33 в год. Для сравнения: в Казахстане эта цифра составляет более $80 долларов, в Испании - $145, в Германии - $290, не говоря уже о Соединенных Штатах с цифрой более $550.

Структура рынка такова - более 80 % чистый импорт. Учитывая упадок таких отраслей, как прецизионная механика, оптика, элементная база для электроники, тонкая химия, биотехнология. При этом 20 % российского производства существенно зависят от импортного сырья и комплектующих.

Отечественная медицинская промышленность – это, в основном, ведущие предприятия, а их едва ли больше 300-400 компаний малого и среднего бизнеса, оборот которых составляет 50 млрд. рублей в год, и примерно 15 тыс. высокотехнологичных рабочих мест.

Очевидно, что есть целый ряд медицинских изделий, которые технологически и экономически бессмысленно производить в одной стране. Это нормальный процесс мирового разделения труда, но таких наименований десятки, может быть сотни.

Что же представляет собой рынок с точки зрения номенклатуры.

Допуск медицинских изделий на рынок осуществляется через процедуру регистрации и получение регистрационного удостоверения (РУ). По данным Росздравнадзора РФ сегодня действует 32,5 тысячи РУ. За последние 4 года, после введения новой процедуры регистрации, выдано порядка 5 тысяч разрешений. Таким образом, 27 тысяч выдано по старым правилам, а это значит, что в каждое РУ включены даже не единицы, а десятки, а иногда и сотни номенклатурных позиций. Можно предположить, что на рынке обращается до 200 тыс. наименований МИ. За 2016 год Росздравнадзор РФ выдал 1500 тысячи разрешений, причем, в соответствии с новыми правилами, отдельный документ выдается на каждое наименование. И эту скорость можно признать рекордной за последние 4 года. Не трудно посчитать, что на замену парка МИ уйдет до ста лет, при том, что максимальный срок морального старения примерно 7-8 лет. Ситуация усугубляется еще и тем, что все действующие РУ решением Единой экономической комиссии признаются утратившими силу с 2021 года, и весь процесс придется начинать с нуля, учитывая, что для российских компаний он затягивается от 6 месяцев (в лучшем случае) до 1,5 лет для каждой позиции. Обходится такая процедура, учитывая внутренние затраты компании на ее сопровождение, до 300-400 тыс. руб.

На нас даже не нужно эмбарго на поставку МИ, хотя по сравнению с такой международной санкцией все остальное померкнет, поскольку мы остановим развитие здравоохранения и отодвинемся назад лет на 50. Мы все сделаем сами, своими руками, - констатировал Станислав Гольдберг.

Государство неоднократно заявляло о своей готовности поддерживать российскую медицинскую промышленность. Есть достаточно конкретные шаги, но все меры выглядят половинчатыми и дают весьма скромный результат, причем, мне кажется, потенциал этих мер уже исчерпан.

По озвученным на заседании Правительства РФ данным, с 2011 г. профинансировано 170 проектов по импортозамещению. Это на фоне сотен тысяч наименований.

Мы очень ждали Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102-ПП "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (102-ПП), но работает оно явно малоэффективно и в очень избирательных подотраслях. Во-первых, трудно ожидать, что одновременно несколько малых или даже средних предприятий решатся на инвестиции в одинаковый продукт, Во- вторых, достичь адвалорной доли более 50 % для многих продуктов на старте просто невозможно. В Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (719-ПП) для большинства отраслей прописан механизм поэтапной локализации с постепенным увеличением адвалорной доли, однако в 102-ПП этот механизм не применен.

Наконец, существующие в законодательстве формулировки понятия «взаимозаменяемые медицинские изделия» очень размыты. По существу, вопрос медицинской целесообразности при формировании технического задания на закупку отдан на откуп заказчику, нет экспертизы профессиональными медицинскими объединениями, и конечно, в случае конфликта по неприменению 102-ПП ни один судья не будет навязывать медицинскому эксперту, представляющему самого заказчика, решение, которое якобы нанесет вред здоровью людей.

Нужно отметить, что мировые гиганты-производители МИ имеют, что очевидно, не только бюджет R&D, на многие порядки превосходящий подобные бюджеты наших предприятий, но и соответствующий маркетинговый и лоббистский бюджет. В результате в средствах массовой информации устойчиво формируется образ российских производителей МИ, как недобросовестных жуликов и бракоделов. К сожалению, схожую позицию часто декларирует Росздравнадзор РФ, но это абсолютно не соответствует действительности. У нас работают подвижники и энтузиасты.

Хочу добавить, что российская медицинская промышленность при адекватной промышленной политике способна за 3-4 года удвоить свою долю на рынке. И даже без учета роста явно недооценённого рынка дать дополнительно до 20 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.

У нас есть несколько конкретных наболевших предложений, которые дали бы отрасли сигнал, что государство готово двигаться в нашу сторону, но это только первые шаги.

Что делать?

1. Необходимо провести полную пономенклатурную инвентаризацию обращающихся на рынке МИ и, соответственно, выпускаемых российских МИ, для того чтоб государство дало ясный сигнал медицинской отрасли, какие именно МИ оно хочет видеть в первую очередь российскими, а какие и не рассматривает как потенциально импортозамещаемые. В качестве примера можно привести инъекционные иглы, которые бессмысленно делать в одной стране. Очень мал рынок для эффективного производства.

2. Необходимо изменить подход к формированию перечня продуктов, включенных в 102-ПП, путем снижения требований к российской адвалорной доле. Необходимо использовать принцип поэтапной локализации, примененный в 719-ПП, но тщательно проработав его для разных групп МИ, поскольку уровень технологических возможностей очень разный. Это позволит резко расширить перечень 102-ПП и распространить соответствующие преференции на многих российских производителей.

3. Необходимо распространить действие 102-ПП на Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

4. Согласно поручению, данному на совещании от 06.04.2017 г. под председательством Д.А.Медведева, необходимо разработать механизм, позволяющий использовать статью 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который позволит распространить гарантии государственного спроса в период окупаемости проектов по локализации и развитию производства медицинских изделий на малые и средние предприятия.

5. Необходимо создать механизм ускоренной экспертизы Росздравнадзором РФ при регистрации МИ российского производства, направленных в том числе на импортозамещение. Предусмотреть возможность 100% бюджетной компенсации затрат на всю процедуру регистрации, включая необходимые испытания.

6. Предусмотреть введение НДС на импортные МИ, включенные в список 102-ПП.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»