ru

Новости

11 Июня 2021

Бронь вышла кэшбэком. В туристической госпрограмме обнаружились лишние объекты

Реализация третьего этапа программы туристического кэшбэка вызвала вопросы бизнеса. Через «ОПОРУ РОССИИ» отельеры пытаются убедить Ростуризм усилить контроль за участвующими в программе онлайн-агрегаторами. Сейчас независимые системы бронирования предлагают туристам забронировать с кэшбэком отдых в неклассифицированных объектах, гостевых домах и апартаментах, которые не могут участвовать в программе. Обмануть систему можно, но репутационные риски высоки.


Эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» выявили на онлайн-агрегаторах случаи предоставления информации об участии в программе туристического кэшбэка средств размещения, сведений о которых нет в федеральном перечне туристических объектов и на портале мирпутешествий.рф. Об этом говорится в письме главе Ростуризма Зарине Догузовой, копия обращения есть у “Ъ”. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Кожевников поясняет, что по условиям акции в ней участвуют только классифицированные средства размещения, а сведения о них должны быть доступны в федеральном реестре. В Ростуризме на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.

С 18 марта по 15 июня в России реализуется третий этап акции туристического кэшбэка, в рамках которого туристы при оплате картой «Мир» могут вернуть 20% от стоимости отдыха в России, но не более 20 тыс. руб. На третий этап выделено 2 млрд руб.
«ОПОРА РОССИИ» приводит три примера, когда агрегаторы (Travelata.ru и Ostrovok.ru) публиковали информацию о гостевых домах или апартаментах как участвующих в программе кэшбэка, притом, что эти средства размещения не были классифицированы. Директор по продукту Travelata.ru Максим Кайнер пояснил “Ъ”, что с маркировкой отеля из обращения «ОПОРЫ РОССИИ» была допущена ошибка, которую сервис уже устранил по первому требованию Ростуризма. В Ostrovok.ru также сообщили об исправлении информации и усилении контроля за другими объектами.
Как поясняют в Ostrovok.ru, информацию о классификации средства размещения система получает от самого объекта, сервис проверяет корректность данных, но делать это не всегда удается быстро.
«Отели схитрили и предоставили ложную информацию, мы будем разбираться с ними, в рамках договора есть пункт об ответственности за неверные данные», — пояснили в Ostrovok.ru. Член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская отмечает, что по закону о защите прав потребителей владельцы агрегаторов должны доводить до клиента информацию об исполнителе услуги, включая его основные регистрационные данные. Но по большей части они не делают этого, уверена эксперт. В Роспотребнадзоре также говорят, что потребителю должны быть предоставлены сведения о виде гостиницы, присвоенной гостинице категории в целях совершения правильного выбора.
Возможность получения кэшбэка за бронирование номера в отеле, который не мог участвовать в программе Ростуризма, исключить нельзя. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке поясняет, что деньги перечисляются клиенту, после того как платежная система «Мир» зафиксирует трансакцию, при которой видна только ее сумма. А контрагентом в данном случае выступает юридическое лицо агрегатора, официального партнера программы. Впоследствии, по словам источника “Ъ”, туроператоры и системы бронирований предоставляют Ростуризму и «Миру» подробный отчет по всем проданным турам с кэшбэком. «Там в ручном режиме могут быть обнаружены нарушения, на которые нам указывают», — говорит он.
В качестве примера источник “Ъ” приводит несколько десятков трансакций с одной карты «Мир», тогда у Ростуризма появляются подозрения, что эти бронирования — коммерческая деятельность агента, что по условиям программы запрещено.
«Мы связываемся с такими людьми, но обычно они клянутся, что все эти туры бронировались для членов их семьи, и сделать с этим ничего нельзя», — рассказывает собеседник “Ъ”. Он не исключает, что недобросовестные агрегаторы могут скрывать в отчетности информацию о бронированиях с кэшбэком неклассифицированных средств размещения, заменяя их другими объектами. Источник “Ъ” также сомневается, что практика очень распространена среди крупных платформ — «репутационные риски и дальнейшие санкции для бизнеса могут быть очень серьезными». Турист же в худшем случае лишится кэшбэка, считает он.
Тем не менее такая практика могла стимулировать дополнительный спрос на размещение. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечает, что отели с кэшбэком в целом бронировались более активно, чем остальные. В «ОПОРЕ РОССИИ» говорят, что присвоение статуса участника акции средствам размещения, которые не подходят под это требование, приводит к недобросовестной конкуренции на рынке. По словам Алексея Кожевникова, к классифицированным средствам размещения и туроператорам для участия в программе предъявляются специальные требования, а к агрегаторам — нет. Решение проблемы он видит в наделении онлайн-платформ дополнительными обязательствами по контролю.
Источник: Коммерсант

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»