На Съезде предприятий индустрии чистоты обсудили влияние цифровых и беспилотных технологий на клининг
23 сентября в Общественной палате РФ ведущие представители индустрии чистоты обсудили, как цифровизация и роботизация трансформируют клининговую отрасль и меняют подход к управлению объектами. Участие в обсуждениях приняли Вице-президенты Ассоциации «НП «ОПОРА» — Председатель Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин и Председатель Комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления, президент Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) Юрий Рябичев.
Мероприятие объединило более 70 участников, которые приехали из разных регионов страны чтобы обсудить насущные вопросы отрасли. С приветственным словом от имени организатором выступила президент Ассоциации административно-хозяйственных профессионалов (АХП) Олеся Ожиганова.
Далее выступил Юрий Рябичев, обозначив основные направления развития отрасли на ближайшую перспективу, и это, прежде всего, цифровизация и применение робототехники в клининге.
На первой сессии форума эксперты представили цифровые сервисы, разработанные специально для клининговых компаний. Один из примеров — онлайн-платформа Sweep Mee, которая помогает клининговым компаниям находить новых клиентов, а заказчикам — выбирать проверенных подрядчиков. Такой сервис выступает посредником и гарантом сделки, делая ее более безопасной. Однако остается сложность с удаленным решением спорных ситуаций по качеству уборки.
Большое внимание в дискуссии уделили сервисам по управлению и контролю процессов уборки. Они дают широкие возможности по оцифровке отрасли и особенно востребованы со стороны заказчиков. Однако у клининговых компаний возникают трудности: линейный персонал вынужден тратить время на заполнение данных в приложении, сканирование QR-кодов и реагирование на мелкие замечания, что мешает основной работе. Эксперты отметили, что решение может быть найдено в автоматизации сбора и учета данных, что упростит внедрение таких сервисов. Об этом интересно и профессионально рассказали разработчики мобильных приложений для клининга — представители компаний Бруно и ТронБарон.
Особый интерес вызвал кейс по использованию искусственного интеллекта: обученная модель способна анализировать состав моющих средств и принцип действия компонентов, облегчая работу технологов. Так же подобные модели ИИ можно обучать для расчета ежедневной уборки на объектах.
Спикеры подчеркнули: цифровизация должна не создавать новые препятствия, а помогать бизнесу — заменять ручной труд и оптимизировать процессы.
Вторая сессия форума была посвящена беспилотным системам в клининге. Российский производитель — компания R2B представила роботизированную поломоечную машину, которая способна конкурировать с китайскими аналогами. Были рассмотрены практические кейсы внедрения роботизированный техники на объектах и ее экономическая эффективность.
Диалог продолжили представители компании SPI robotics, которые отметили, что обслуживание роботизированных машин принципиально не отличается от традиционных: также требуется чистка и замена расходных материалов. Ключевое преимущество в том, что оператор во время работы сервисного робота может выполнять другие задачи, а при оснащении док-станцией техника способна работать в режиме 24/7 — автоматически заряжаться, заправляться и сливать отработанную воду.
Отдельный блок обсуждения был посвящен законодательным инициативам. Участники предложили рассмотреть обязательное страхование на случай аварий и причинения вреда здоровью, а также лизинговые программы и государственное субсидирование закупки роботизированного оборудования.
Важный акцент сделали и на человеческом факторе. Представитель компании SYR — производителя клинингового инвентаря отметил: даже при наличии регламентов сотрудники допускают ошибки и нарушают базовые правила гигиены. Решением может стать «проектирование клининга» на объектах — визуализация процессов через инфографику, технологические карты, цветовое кодирование и наглядные инструкции, понятные каждому сотруднику.
Опытом использования роботов при обслуживании ритейла поделилась компания Альфа Сервис. В дискуссии была также поднята тема обучения специалистов для роботизированной техники и здесь лидер среди учебных заведений — Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 г. Москвы, который уже внедрил в практику обучающие программы для робототехников.
Итогом дискуссии на форуме стал вывод о том, что цифровизация и роботизация — это не просто тренды, а новая модель клининга, где ценность создается за счет эффективности, а не экономии на ручном труде.
Видеозапись форума доступна для просмотра по ссылке.