ru

Новости

08 Сентября 2020

Продукт, продвижение, место. Три фактора успеха династии Кузнецовых

Главные составляющие успеха, по мнению маркетологов - продукт, продвижение, место. Дореволюционные предприниматели следовали этой стратегии в полной мере. Московский Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей иллюстрирует это утверждение историей успеха династии Кузнецовых – «фарфоровых королей» России.


Место (place)

Родоначальником династии стал кузнец Яков Васильевич. В 1810 году он вместе с сыновьями основал предприятие по производству фарфора в деревне Ново-Харитоново Московской губернии.

В 1812 году предприятие перешло в руки сына Терентия Яковлевича Кузнецова. Он заложил в пустоши Дулево Владимирского уезда новую фабрику, в 1841 году основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, с 1851 года арендовал, а затем приобрел в собственность крупный фарфоровый завод в деревне Короткой Московской губернии.

Сын Терентия Яковлевича, Сидор Терентьевич Кузнецов, продолжил и расширил семейное дело. А мощный рост его начался в 1864 году, когда руководство перешло к сыну Сидора Терентьевича Матвею Сидоровичу. Для управления принадлежащими ему предприятиями было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». В Товарищество входили 18 фабрик, а также каолиновые карьеры и ряд вспомогательных производств.

Выбор мест расположения фабрик был не случайным – Кузнецовы непременно обращали внимание на наличие местных и региональных рынков, а также удобный доступ к водным и сухопутным торговым путям. Это позволило отправлять товары в страны Азии, Турцию, на Балканский полуостров, Австрию, Америку, Индию и Японию!

Продукт (Product)

Ассортимент Кузнецовских фабрик включал в себя фарфоровую, фаянсовую, опаковую, полуфаянсовую, чайную и столовую посуду, майоликовые и терракотовые украшения для интерьеров, фасадов зданий, печи и камины, фигуры и вазы, и даже изоляторы для электрической проводки и телефонов и санитарный фарфор. Ряд товаров изготавливался исключительно на заказ. «Фарфоровые короли» постоянно изучали новинки рынка, модернизировали фабрики, использовали качественное сырье, и это приносило свои плоды.

В 1902 году «Товарищество М.С. Кузнецова» получило право именоваться «Поставщиком Императорского двора» с позволением иметь на вывеске изображение малого государственного герба. Продукция Товарищества была отмечена многочисленными наградами российских и всемирных выставок, а на Всемирной выставке в Париже в 1900 году даже получила орден Почетного легиона французского правительства.

Продвижение (Promotion)

Кузнецовы придавали большое значение освоению новых зарубежных рынков. Так, весной 1886 года М.С. Кузнецов открывает магазин фарфоровых изделий в Варшаве. Ассортимент магазина включал «изящные столовые, десертные и чайные сервизы и превосходного качества и высокого достоинства фарфор». А в 1908 году младшее поколение Кузнецовых совместно с крупнейшими промышленниками и банкирами России осуществили экспедицию в Монголию – с целью исследовать торговые пути, изучить жизненный уклад, вкусы и возможности потенциальных покупателей. Для экспедиции каждая фирма подбирала образцы своих товаров «для продажи и раздачи местному населению в целях рекламы русских изделий».

В России Кузнецов создал настоящую торговую сеть – 15 «фирменных», как мы сказали бы сейчас, магазинов. Продукция была представлена на 12 крупнейших российских ярмарках.

Большую, если не ключевую роль в продвижении кузнецовских товаров, играли … приказчики. В их обязанности входило изучение вкусов местных покупателей, анализ сбыта, цен и ассортимента конкурентов. Рекомендации приказчиков не содержали туманных формулировок и описаний: все было четко и конкретно. «На Будянской фабрике в конкуренцию тверскому товару не следует работать одной отводкой по краю, а работать второй усик: золотой отводкой и краской, так как будянский товар слишком белый и фасон граненый, такой же, как Тверской фабрики, а потому очень трудно продавать тверской товар в сравнении с будянским, необходимо какое-нибудь отличие», - советовал М.Демин, приказчик из Ростова-на-Дону.

На съездах приказчиков в обязательном порядке присутствовали управляющие фабрик, там анализировались отчеты, оптовые продажи, скидки, ходовые изделия и текущий ассортимент. По итогам съездов составлялись прейскуранты, выдавались рекомендации фабрикам по объемам и видам продукции, определялись скидки и привилегии постоянным клиентам.

Товарищество Кузнецова активно контактировало с учебными заведениями, музеями, художниками – говоря современным языком, занималось пиаром, или связями с общественностью.

Сам М.С. Кузнецов вел активную общественную деятельность – был организатором съезда фарфорово-фаянсовых фабрикантов, инициатором создания Союза стеклозаводчиков и фарфорово-фаянсовых фабрикантов, являлся гласным Московской городской думы, старшиной и казначеем Московского купеческого общества, активно жертвовал средства. При кузнецовских фабриках было выстроено 7 больниц, богадельни, ясли, детский сад, шесть школ и училищ, народные дома, читальни и библиотеки, казармы и бани.

После смерти М.С. Кузнецова в 1911 году фирму унаследовали пятеро сыновей. Дело отца они продолжили весьма успешно – в 1913 году предприятия «Товарищества М.С. Кузнецова» выпустили изделий на сумму 11,4 миллиона рублей, что составляло 2/3 объема всей выпускаемой керамической продукции в стране. После 1917 года предприятия были национализированы и стали основой керамической промышленности Советского Союза.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»