Иркутские предприниматели сектора МСП провели встречу с представителями РЖД
Стратегическая встреча была посвящена запуску в Иркутской области дорожной карты взаимодействия РЖД и субъектов МСП на 2025–2027 годы. Это часть общенациональной стратегии, где ключевая задача — вернуть грузопотоки с автомобильного транспорта на железную дорогу.
В своем выступлении представитель Восточно-Сибирской железной дороги Павел Арсентьев отметил, что по региону уже наблюдается прирост перевозок на 5% к прошлому году, что говорит о наличии потенциала.
Основной акцент РЖД делает на технологичности и доступности. Бизнесу предлагают набор инструментов, призванных конкурировать с гибкостью автотранспорта:
- «Грузовой экспресс» для сборных грузов. Услуга позволяет доставить товар к четкому времени, минуя длительную сортировку.
- «РЖД Маркет» — биржа грузов по принципу маркетплейса. Платформа не только соединяет грузоотправителей и перевозчиков, но и гарантирует расчеты, резервируя деньги до момента получения груза. По словам Павла Арсентьева, многие компании уже нашли партнеров и работают напрямую, снижая издержки.
- Личный кабинет грузоотправителя. Упрощает оформление перевозочных документов. На ряде станций уже тестируется прием грузов без обязательного присутствия клиента, что экономит время и ресурсы.
Один из самых острых вопросов — ежегодный рост тарифов, который в последнее время составлял около 10%. РЖД предложила бизнесу конкретные механизмы компенсации:
- Скидки за гарантированный объем. Компании, обеспечивающие регулярный и предсказуемый объем перевозок, могут получить понижающие коэффициенты.
- Субсидии и понижающие протоколы. Действуют для определенных категорий грузов и для перевозок на короткие расстояния.
Отдельная сессия была посвящена участию предпринимателей в закупках самого холдинга. Представители РЖД напомнили о поручении отдавать приоритет предприятиям с севера Иркутской области в торгах. Основная площадка для малых закупок — «Электронный магазин ОАО «РЖД», где регистрация проста, а процедура оплаты, по словам участников, отличается обязательностью.
При этом заместитель Председателя Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ» Иван Астафьев озвучил запрос на усиление локализации: «Структура закупок должна меняться. Нужно, чтобы в приоритете были местные поставщики».
Стороны договорились о ежеквартальных встречах для оперативного решения вопросов и контроля за выполнением дорожной карты. Встреча в Иркутске показала, что РЖД делает осознанные шаги по трансформации из монопольного перевозчика в клиентоориентированного партнера для МСП, предлагая не просто инфраструктуру, а комплексные логистические решения.