ru

Новости

Профильный Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» поделился итогами года в части маркировки автозапчастей

17 декабря в офисе «ОПОРЫ РОССИИ» состоялась встреча на тему «Год с маркировкой. Итоги 2025 года». Мероприятие объединило представителей бизнес-объединения, профильных министерств и ведомств, а также предпринимателей из секторов бизнеса, работающего с маркировкой.


Открывая встречу, Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин подчеркнул важность сотрудничества с Минпромторгом РФ и бизнес-сообществом для обеспечения плавного внедрения системы маркировки товаров без излишних административных барьеров.

Глава бизнес-объединения напомнил, что решение о маркировке было принято в 2018 году, и сейчас в системе более 70 групп товаров, а в следующем году планируется расширение до 50 групп. Александр Калинин также указал на то, что маркировка способствует «обелению» экономики. Это подтверждается оценкой в 1,2 триллиона рублей товаров, которые ранее не учитывались в обороте.

Между тем заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов отметил, что за последние десятилетия в стране сформирован комплексный подход к борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. Система маркировки товаров, которая является ключевым инструментом в этой борьбе, доказала свою эффективность.

На сегодняшний день 33 группы товаров уже находятся под маркировкой. Система интегрирована с 27 федеральными ведомствами и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Одним из ключевых эффектов работы системы является снижение доли теневого рынка. Незаконный оборот по основной группе потребительских товаров снизился втрое — с 26% в 2019 году до 9% в 2024 году. Это легализует часть рынка, увеличивает легальные продажи и приводит к уплате налогов.

Фискальный эффект от «обеления» рынка за три квартала 2025 года составил порядка 405 миллиардов рублей, что на 13% выше, чем в 2024 году. К концу года совокупный эффект от «обеления» рынка за время действия обязательной маркировки составит около 1,6 триллиона рублей. Наибольший вклад вносят подакцизные товары: табак, пивная продукция, напитки с содержанием сахара, а также легкая промышленность.

«Система маркировки повышает эффективность госконтроля и снижает нагрузку на добросовестный бизнес. Информация из системы используется всеми контрольными органами, что позволяет достигать высокой эффективности проверок. Например, Роспотребнадзор достиг эффективности, превышающей 90%, благодаря использованию информации из системы маркировки», — отметил Артем Кирьянов.

Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский согласился с коллегой, отметив, что «обеление» экономики является ключевым вектором развития, и цифровая маркировка — самый эффективный инструмент для этого. Она сокращает нелегальный оборот продукции и стимулирует бизнес работать в правовом поле, соблюдая законодательство и обеспечивая качество товаров для потребителей.

Эксперт подчеркнул важность постоянного расширения системы маркировки и включения новых товарных групп, таких как строительные материалы, где вопросы качества и безопасности играют большую роль.

В свою очередь заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский обратил внимание, что в 2025 году произошли значительные изменения в законодательстве о контроле и надзоре, особенно в части маркировки товаров. В 2023 году были закреплены полномочия по контролю за маркировкой, а в 2024 году наработана практика по индикаторам риска. В 2025 году введены новые инструменты, такие как возможность оперативного контроля с использованием контрольной закупки и расширение индикаторов риска.

Индикаторы риска, которых насчитывается около 1,5-2 тысяч, помогают выявлять наиболее рискованные точки на рынке, где происходят нарушения разрешительного режима, или реализуется не введенная в оборот продукция. Другой инструмент — выездные обследования, которые проводятся без взаимодействия с торговой точкой и могут привести к контрольной закупке при выявлении нарушений.

В рамках встречи своим видением итогов 2025 года в части маркировки товаров поделились также представители различных направлений бизнеса. О том, как автомобильная отрасль восприняла шаги государства по обелению экономики, рассказал Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев.

По направлению маркировки автомобильных товаров Минпромторг и ЦРПТ провели совещание с представителями Комитета. По итогам был разработан и согласован Протокол, часть решений которого уже успешно реализована. В частности, был проведен вебинар для участников рынка по техническим решениям для внедрения системы «Честный знак», расширен функционал программных продуктов для работы с системой, а также сформированы рекомендации по действиям в случае выявления немаркированной продукции и поддельных кодов маркировки. Положительным моментом является открытие центров поддержки «Честный знак» в ряде регионов, что позволяет бизнесу оперативно получать необходимую информацию.

Вместе с тем со стороны бизнеса были высказаны опасения в отношении финансовых затрат на маркировку, которые могут привести к увеличению конечной стоимости товаров. Например, импортеры и оптовики автомасел прогнозируют повышение стоимости продукции в 2026 году на 2-3% из-за введения маркировки. По мелкогабаритным товарам, таким как свечи зажигания и фильтры, ситуация сложнее. Из-за высоких расценок маркировки продукции на таможенных складах, импортеры ожидают увеличение себестоимости таких деталей примерно в два раза, что может отразиться на повышении потребительских цен в размере 30-40%.

«Маркировка на таможенных складах по сравнению, например, с логистическими центрами ответственного хранения может быть в 3-6 раз дороже. Необходимо рассмотреть возможность маркировки товаров на базах компании, что было бы выгоднее для бизнеса и потребителей», — выступил с предложением Сергей Тимофеев.

Спикер также напомнил о необходимости оперативного решения вопроса по частичной реализации масла из одной бочки в рамках услуги по техническому обслуживанию автомобилей юридическим лицам. Сейчас такая возможность предусмотрена только при оказании услуг физическим лицам.

По информации ЦРПТ, участники эксперимента по маркировке автозапчастей выпустили на рынок уже почти 20 тысяч единиц продукции с кодом «Честный знак». Это свидетельствует о том, что некоторые компании заранее готовятся к введению обязательной маркировки, отметил Сергей Тимофеев.

Предложение Минпромторга о продлении сроков эксперимента по маркировке компонентов транспортных средств до 31 августа 2026 года положительно скажется на бизнесе. Однако для мелкогабаритных и массовых товаров, таких как свечи зажигания, фильтры и тормозные колодки, профильный Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» выступает за продление эксперимента до 28 февраля 2027 года.

«Мы надеемся, что система маркировки автокомпонентов действительно приведет к обелению этого сектора экономики и, после того как эта работа будет в полном объеме реализована, государство снизит налоговую нагрузку на добросовестных предпринимателей», — резюмировал Сергей Тимофеев.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»