ru

Новости

28 Ноября 2025

Попечительский совет «ОПОРЫ РОССИИ» оценил риски налоговых изменений для микро- и малого бизнеса

27 ноября в офисе «ОПОРЫ РОССИИ» состоялось заседание Попечительского совета под председательством Сергея Борисова. Участники заседания из числа представителей органов власти, делового сообщества, институтов развития и бизнеса из более 60 регионов страны поделились прогнозами в связи с увеличением фискальной нагрузки на МСП, проанализировали, как принятые налоговые изменения отразятся на МСП в региональном и отраслевом разрезе. Также эксперты выработали рекомендации по дальнейшим действиям предпринимательского сообщества для недопущения ухода в тень и закрытия малых предприятий.


В начале заседания Сергей Борисов представил нового члена Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» — Президента корпорации «Синергия» Вадима Лобова, который был принят в состав Совета на прошедшем заседании Президиумов Правлений. Вадим Лобов рассказал о сотрудничестве Корпорации и «ОПОРЫ РОССИИ» и подчеркнул готовность расширять участие в проектах бизнес-объединения.

Прогноз роста нагрузки на микро- и малый бизнес

Центральной темой заседания Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» стал прогноз последствий принятых налоговых изменений, которые вступят в силу с 2026 года после подписания закона Президентом РФ. Открывая ход дискуссии, Председатель Попечительского совета Сергей Борисов подчеркнул, что в новом году микробизнес столкнется с существенным ростом налоговой нагрузки.

Закон предусматривает поэтапное снижение порога годовой выручки по упрощенной системе налогообложения для возникновения обязанности уплаты НДС:

  • с 60 млн до 20 млн рублей в 2026 году;
  • с 20 млн до 15 млн рублей в 2027 году;
  • с 15 млн до 10 млн рублей в 2028 году.

Аналогичные изменения распространяются и на патентную систему налогообложения. По экспертным оценкам, снижение порога по УСН затронет порядка 320 тысяч налогоплательщиков. А для отраслей с фиксированными тарифами — аптек, управляющих компаний, где есть государственные ограничения по росту наценок — дополнительная значительная фискальная нагрузка может привести к прямым убыткам и повлиять на качество социально-значимых услуг.

При этом изменения не ограничиваются только снижением порогов. Сергей Борисов отметил и другие новации, которые существенно повысят фискальную и финансовую нагрузку на микробизнес. Среди них — рост страховых взносов из-за отмены льготных ставок, рост МРОТ и др.

«Кроме того, переход на исчисление и уплату НДС приведет к необходимости привлечения бухгалтера-специалиста по НДС, это дополнительно 20-40 тыс. рублей в месяц», — добавил Сергей Борисов, указывая на резкий рост административных и операционных издержек.

Председатель Попечительского совета также привел результаты масштабного опроса «ОПОРЫ РОССИИ» среди 13,7 тыс. предпринимателей, которые поделились своими планами по дальнейшему развитию бизнеса в связи с налоговыми изменениями. Более половины респондентов заявили о вынужденном подъеме цен, более чем на 15% для сохранения минимальной рентабельности, более 30% опрошенных отметили, что могут закрыть бизнес, а еще 29% респондентов рассматривают возможность уйти в «тень».

Одним из наиболее острых последствий налоговых новаций для микробизнеса станут кассовые разрывы и проблемы с ликвидностью. Спикер подчеркнул, что это связано с тем, что «НДС уплачивается по факту отгрузки, в то время как у микробизнеса часто возникают трудности с оборотными средствами». Это создает дополнительную нагрузку на и без того ограниченные финансовые ресурсы малых компаний.

В этой связи становится особенно актуальным вопрос определения налогооблагаемого дохода для предпринимателей, работающих на маркетплейсах. «Когда у предпринимателя, работающего на маркетплейсе, возникает налогооблагаемый “доход”: в момент поступления денег от покупателя на платформу или в момент поступления денег предпринимателю за вычетом комиссии платформы?» — указал на отсутствие ясности в этом критически важном аспекте Сергей Борисов.

Спикер подчеркнул, что одной из декларируемых целей снижения порога по НДС является «обеление» бизнеса, прежде всего, на маркетплейсах. При этом руководитель ФНС Даниил Егоров в интервью «Ведомостям» сообщил, что ведомство видит риски незаконного дробления бизнеса только у 0,3% компаний и ИП, торгующих на маркетплейсах. Эти данные ставят под вопрос целесообразность радикальных мер, затрагивающих сотни тысяч добросовестных предпринимателей, если проблема «дробления» не носит массовый характер.

Сергей Борисов отметил, что еще одна растиражированная проблема с подменой трудовых отношений самозанятостью также не является массовой. Подтверждением тому служит рекордно низкий уровень безработицы и отсутствие значимых цифр по привлечению к ответственности за заключение гражданско-правового договора вместо трудового. В реестре нелегальной занятости Роструда насчитывается не более пятисот таких налогоплательщиков, привел данные Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ».

Последствия налоговых изменений оцениваются предпринимателями по-разному в зависимости от региона. Наиболее негативные прогнозы поступают с Дальнего Востока. Предприниматели Поволжья и Центральной России в меньшей степени склоняются к закрытию, однако прогнозируют массовое повышение цен.

«Чтобы избежать закрытия, предприниматели планируют существенно повышать цены, а многие уже внедряют в практику увеличение доли наличных расчетов. Это говорит о том, что есть реальный риск сокращения числа предпринимателей и расширения неформального сектора экономики», — подытожил Сергей Борисов.

Позиция «ОПОРЫ РОССИИ»

«ОПОРА РОССИИ» совместно с другими деловыми объединениями предприняла ряд активных шагов, чтобы донести позицию бизнеса до власти и общественности по поправкам в Налоговый кодекс РФ, рассказал Президент Организации Александр Калинин. В частности, в адрес Федерального Собрания РФ было направлено коллективное обращение «ОПОРЫ РОССИИ», РСПП, ТПП и Корпорации МСП с консолидированными предложениями о недопущении существенного увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, кроме того, были даны предложения по смягчению норм налогового законопроекта ко II чтению.

В результате часть предложений бизнес-сообщества по минимизации рисков была учтена — для предпринимателей из сферы розничной стационарной торговли и автомобильных перевозок грузов сохранена возможность применения ПСН, в затратах на УСН доходы минус расходы можно будет учесть все виды расходов, предусмотренные для ОСН, сохранен льготный режим для ИТ-компаний по НДС при реализации прав на собственные разработки, будет введен мораторий на привлечение к ответственности МСП, впервые допустивших нарушения по НДС и др.

Тем не менее остается ряд важных вопросов для бизнеса. Это, прежде всего, включение социально значимых секторов (здравоохранение, образование и др.) в перечень приоритетных отраслей МСП с сохранением права на пониженные тарифы страховых взносов. Неурегулированным остается вопрос сохранения пониженных тарифов страховых взносов вне зависимости от вида деятельности для МСП в регионах с особыми условиями — на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, а также в приграничных территориях. Внимания требуют отрасли с жестко регулируемыми тарифами, выразил уверенность спикер. К ним Александр Калинин отнес аптеки, организации в сфере ЖКХ, у которых фиксированный тариф и дополнительные 5% «некуда заложить».

Для минимизации социально-экономических последствий Глава Организации предложил снижать порог дохода для уплаты НДС параллельно со ставкой. Для бизнеса с доходами:

  • 15–20 млн руб. — установить с 2027 года ставку НДС 3%;
  • 10–15 млн руб. — установить с 2028 года ставку 1%.

Спикер подчеркнул, что эта модель соответствует логике, уже применяемой в регулировании УСН, где налоговая нагрузка повышается постепенно. Также предложенный подход отражает опыт Китая, ориентированного на сохранение устойчивости малого бизнеса и его возможности работать «в белую».

В заключение выступления Президент «ОПОРЫ РОССИИ» напомнил, что Государственная Дума официально рекомендовала Правительству совместно с бизнес-сообществом и налоговыми органами проводить постоянный мониторинг правоприменения принятых норм.

«“ОПОРА РОССИИ” намерена активно участвовать в этой работе: собирать обратную связь от предпринимателей в регионах, анализировать реальные последствия для микробизнеса и формировать дополнительные предложения в рамках подготовки бюджетного цикла 2027 года», — заключил Александр Калинин.

В рамках заседания своим видением также поделились представители органов власти. Сенатор Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Горицкий дал оценку влияния налоговых изменений на региональные бюджеты.

Начиная свое выступление, спикер отметил, что во время обсуждения налоговых изменений была проведена большая работа как со стороны органов власти, так и со стороны делового сообщества, в ходе которой был достигнут «некий баланс интересов». В отношении одной из самых волнующих бизнес новаций было принято не резкое решение снизить (в 6 раз) порог доходов при достижении которого УСН-щики платят НДС, а сделать это поэтапно.

«Напомню, что реализация закона позволит обеспечить финансирование общенациональных задач, а также решить проблемы социально-экономического характера», — подчеркнул Горицкий.

Что касается оценки влияния налоговых изменений на региональные бюджеты, то, по мнению сенатора, существенных потерь региональных бюджетов не ожидается. Дмитрий Горицкий также не исключил того, что в закон могут вноситься дополнительные корректировки в сторону поддержки малого бизнеса. Совет Федерации, в частности Комитет по бюджету и финансовым рынкам, на постоянной основе будет вести мониторинг реализации принятых мер. В случае возникновения негативных ситуаций Правительство и Минфин могут предложить внести корректировки.

«Когда речь идет о потере выручки — это один вопрос. А когда речь идет о потере бизнеса — это совершенно другая ситуация. Нам нельзя этого допустить», — заключил Дмитрий Горицкий.

Необходимо объединить усилия ФНС России и бизнеса

Оценку последствий поправок в Налоговый кодекс РФ со стороны Налоговой службы дал заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. Свое выступление спикер начал с призыва к общественным организациям объединить усилия с Налоговой службой для масштабного информирования бизнеса об изменениях с нового года.

Дмитрий Сатин подчеркнул, бизнес должен четко понимать, что с 1 января 2026 года предприниматели, чья выручка за 2025 год превысит 20 млн рублей, становятся плательщиками НДС: «Наша главная задача — донести это новое знание до малого бизнеса, чтобы не возникло ситуации, при которой закон работает, но при этом предприниматели просто об этом не знают».

Спикер напомнил, что ФНС в прошлом году с участием «ОПОРЫ РОССИИ» уже разработала методичку для предпринимателей, перешедших на общую систему налогообложения в связи со снижением порогов по УСН.

«Вопросы, возникшие у упрощенцев год назад с порогом в 60 миллионов рублей, это ровно те же вопросы, с которыми сейчас столкнутся упрощенцы с 20 миллионами. Поэтому готовая и проверенная временем методичка особенно актуальна», — отметил Сатин.

По словам заместителя руководителя ФНС России, Налоговая служба готова объединить усилия с «ОПОРОЙ РОССИИ», ТПП и другими организациями через вебинары, семинары для донесения информации до бизнеса и составить план мероприятий до 1 января 2026 года.

Дмитрий Сатин также обратил внимание, что закон предполагает послабления для предпринимателей впервые уплачивающих НДС. «Законом предусмотрено освобождение от применения штрафов за просрочку», — заявил эксперт, поясняя, что речь идет о неумышленных действиях, когда предприниматель по незнанию представил отчетность чуть позже. И напомнил, что декларация должна быть представлена в апреле 2026 года.

Кроме того, спикер особо выделил автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН) как выгодную альтернативу для предпринимателей, которых затронет снижение порога по УСН и обязанность уплачивать НДС. Спецрежим без отчетности и без страховых взносов предназначен для предпринимателей с численностью работников до пяти человек и доходами не более 60 миллионов рублей. По словам Дмитрия Сатина, в эксперименте по АУСН сейчас принимают участие 67 регионов и почти 40 тысяч налогоплательщиков.

Что думает бизнес?

К обсуждению подключились представители бизнес-сообщества, которые провели большую работу, чтобы поправки были смягчены. Спикеры представили свои оценки и подчеркнули необходимость корректировок для снижения фискальных рисков, особенно для микробизнеса в высокозатратных и социально значимых сегментах.

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова также подтвердила ранее высказанный тезис о том, что налоговые изменения могут спровоцировать уход малого бизнеса в «тень», переход на наличный расчет и даже закрытие предприятий в отдельных регионах. Спикер особенно подчеркнула, что все усилия последних лет в рамках нацпроекта МСП, все средства вложенные в национальные проекты по обелению экономики, могут оказаться напрасными, так как ситуация объективно движется в обратном направлении.

«Потребительская кооперация, малый бизнес будут искать способы справиться с ситуацией. Сейчас нам необходимо объединиться и совместно с Советом Федерации, Государственной Думой донести единый голос бизнеса. Важно объяснить, что малый бизнес — это уже не “палатки на огородах”, а устойчивые компании, которыми люди гордятся. Нам необходимо показать, что индивидуальные предприниматели — это реальная созидательная сила. А задача государства — помочь этим компаниям», — обозначила свою позицию Елена Дыбова.

Анализ текущей ситуации в секторе потребительской кооперации представил Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», первый заместитель председателя Совета Центросоюза РФ Сергей Грицай. Спикер отметил, что Организация провела детальные региональные расчеты, которые свидетельствуют о высокой уязвимости кооперативов в условиях усиливающейся налоговой нагрузки: во многих регионах фиксируется падение товарооборота, сокращение занятости и уменьшение числа обслуживаемых объектов. Особое беспокойство вызывает ситуация в малых поселениях, где потребительская кооперация зачастую остается единственным поставщиком товаров и услуг.

Сергей Грицай указал, что значительная часть малых кооперативов уже стоит перед выбором: либо временно закрывать предприятия, чтобы избежать наращивания долговой нагрузки, либо пытаться сохранить инфраструктуру до стабилизации экономической ситуации.

«Если эти организации будут вынуждены закрываться, государству придется оперативно брать на себя их функции, иначе возникнет риск “потери территории” и коллапса системы обеспечения населения товарами, медикаментами и базовыми коммуникациями», — отметил эксперт.

В завершение выступления эксперт подчеркнул, что текущая динамика «крайне тревожная» и требует тесного взаимодействия с государственными органами. Кооперативный сектор готов к конструктивной работе по поиску решений, которые позволят сохранить социально важную инфраструктуру в российских регионах.

С комментарием по теме выступил директор Департамента по взаимодействию с органами государственной власти ООО «РВБ» (Объединенная компания Wildberries & Russ) Евгений Этин. Представитель маркетплейса призвал усилить работу по информированию малого бизнеса о предстоящих изменениях и последствиях из-за неуплаты налогов. «У нас большие планы по помощи малому и среднему бизнесу в сдаче отчетности без привлечения бухгалтера, используя автоматизированные ресурсы. Но в первую очередь мы ориентируемся на производителей и стараемся с помощью программ поддержки минимизировать для них негативные последствия от введения нового режима», — пояснил спикер.

Повышение налоговой нагрузки, в частности повышение ставки НДС и расширение числа плательщиков этого налога, в наибольшей степени от всех налогов перекладывается в конечную цену для потребителей. В следующем году мы столкнемся с ростом цен и снижением доходов населения, уверен и Директор аналитического центра Агентства стратегических инициатив Александр Синицын.

Спикер обратил внимание, что эффект от повышения налогов в первую очередь ощутят малообеспеченные слои населения, семьи с детьми — эта категория особенно важна для бизнеса, потому что это стабильный спрос на продукцию и услуги предпринимателей.

«Международный опыт показывает, что повышение НДС должно сопровождаться адресной поддержкой населения. В этой связи стоит рассмотреть инструмент социальных скидок для определенных категорий. Это позволит с одной стороны сдержать инфляцию, а с другой — удержать малообеспеченные слои. Также можно задуматься о снижении ставки по “налоговому кешбэку” для семей и других вычетах на детей», — отметил спикер.

Региональный взгляд на налоговые новации

Позицию регионов на Попечительском совете представили Председатель Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Дерябин и Председатель Астраханского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Батаева.

Александр Дерябин отметил тревожность состоянием бизнеса в регионах в связи с налоговыми изменениями. Кроме снижения порога по УСН для освобождения от НДС и роста страховых взносов, остается неясным вопрос льготных ставок по «упрощенке», устанавливаемых регионами. По новым правилам Правительство РФ определяет виды деятельности, по которым регионы могут снижать налог, но самого перечня до сих пор нет.

«Уже с 1 января 2026 года региональные нормы перестанут действовать, что приведет к еще большему росту налоговой нагрузки. Важно предусмотреть переходный период в этой части», — отметил спикер.

В свою очередь Председатель Астраханского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Батаева также выразила обеспокоенность, что повышение налоговой нагрузки создаст социальные риски вследствие закрытия многих компаний МСП и сокращения числа рабочих мест.

Спикер привела статистику, что налоговая нагрузка МСП уже выше, чем у крупного бизнеса: «Сейчас средняя налоговая нагрузка на малый бизнес составляет выше 25%, с учетом того, что многие предприниматели применяют спецрежимы, в то время как налоговая нагрузка на крупный бизнес — не более 15%».

Резкое ограничение использования этих спецрежимов, по словам Батаевой, еще больше усугубит ситуацию, считает спикер. Усугубит диспропорцию и то, что крупный бизнес возместит к зачету тот НДС, что уплатят МСП.

Продолжая выступление, Наталья Батаева также отметила, что особенно остро ситуация может сложиться в отдаленных населенных пунктах, где небольшие магазины и аптеки могут не выдержать нагрузки и будут вынуждены закрыться, что в конечном итоге скажется на потребителе.

Отраслевое зеркало

В рамках заседания эксперты также обсудили, как налоговые изменения повлияют на конкретные отрасли, в частности на деятельность аптек, стоматологических клиник, банных комплексов, а также сферу бухгалтерского сопровождения. Так, аналитический обзор готовности предпринимателей и бухгалтерского сообщества к новым налоговым правилам представила Директор Союза бухгалтеров и налоговых консультантов Евгения Мемрук, основываясь на масштабном опросе предпринимателей, который Организация проводила до второго чтения законопроекта.

Спикер подчеркнула, что если в ходе обсуждения первой версии законопроекта 20% ИП заявляли о намерении закрыть бизнес, то после доработки законопроекта их доля сократилась до 7-8%. Однако часть предпринимателей все еще рассматривают уход в «тень».

При этом, добавила эксперт, изменения в законодательстве несут серьезные вызовы и для бухгалтерского сообщества. Несмотря на то, что в стране работает порядка 40 тыс. организаций и ИП, предоставляющих услуги бухгалтерского аутсорсинга, их ресурсы ограничены: в среднем специалисты готовы брать лишь по два новых клиента с 2026 года. Это связано с высокой сложностью предстоящего перехода — одновременно возрастает ставка НДС, меняются лимиты по УСН и ПСН, увеличиваются страховые взносы для «белых» зарплат, расширяется перечень расходов на УСН, а предпринимателям требуется регулярное моделирование налоговой нагрузки и консультационное сопровождение.

Отдельное внимание Евгения Мемрук уделила низкому уровню налоговой грамотности малого бизнеса. Многие предприниматели не понимают базовых понятий: «Мы сталкиваемся с ситуацией, когда предприниматели не просто не знают, как работать с НДС, — они не понимают, должны ли они вообще его платить».

Незнание норм приводит к ошибочным решениям: предприниматели спрашивают, могут ли они уволить сотрудников, чтобы «вписаться в критерии», открыть ИП на родственника или перейти на другой режим, не имея на то оснований. Для минимизации рисков и повышения налоговой грамотности Евгения Мемрук предложила проводить масштабную просветительскую работу, как со стороны профессионального сообщества, так и при участии государства. Союз бухгалтеров выпускает собственные методические материалы и проводит бесплатные вебинары, которые уже посетили свыше 25 тыс. человек, однако объема этих мер пока недостаточно, заключила спикер.

В свою очередь Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по стоматологии Олег Зинов сообщил, что последствия планируемого повышения ставок страховых взносов для отрасли здравоохранения будут критическими. Повышение тарифа страховых взносов, по сути, является увеличением налога на фонд оплаты труда, который в здравоохранении составляет ключевую статью расходов — порядка 60-70%, отметил спикер.

По словам Олега Зинова, поправки приведут к увеличению стоимости и снижению доступности медицинских услуг, снижению уровня реальных заработных плат медицинского персонала. В медицине, где важны доверие между врачом и пациентом, отмена льгот может привести к падению прозрачности. Помимо этого, бизнес столкнется с резким падением рентабельности и будет вынужден сокращать инвестиции в развитие и технологии, а пациентов ждет ухудшение качества лечения из-за использования клиниками устаревшего оборудования.

Чтобы избежать этих рисков, Олег Зинов предлагает включить предприятия социально-значимых секторов экономики, таких как здравоохранение в перечень приоритетных отраслей малого и среднего предпринимательства, для которых с 1 января 2026 года будет сохранена пониженная ставка страховых взносов в размере 15%.

Вице-президент Национальной ассоциации специалистов банной индустрии, основатель банного комплекса «Бани Алексеева» Юрий Алексеев попросил не оставлять без внимания отрасль, которую тоже серьезно затронут налоговые изменения. По словам спикера, бани являются частью услуг по многим направлениям — социальных, оздоровительных, туристических, культурных и др. Но вместо поддержки банщики сталкиваются с системными проблемами, которые тормозят развитие их бизнеса. Несовершенство ОКВЭД, отсутствие четкой статистики, непосильное налоговое бремя — все это приводит к тому, что предприниматели уходят в «тень», а государство теряет потенциальные доходы.

«Если посмотреть на реальную статистику по баням, то получится следующее: из примерно 13 тыс., около 10 тыс. — это частные предприниматели, у которых бани с оборотом менее 10 миллионов рублей. Поэтому нам нужна справедливая налоговая система, которая не душит, а мотивирует к развитию», — резюмировал Юрий Алексеев.

Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова отметила, что фармацевтическая отрасль является самой «экспериментальной» отраслью в стране: «Мы, наверное, самые белые, прозрачные. Тот сегмент экономики, который первый подпадает под все эксперименты, введенные государством».

В ходе заседания Мария Литвинова выступила с инициативой ввести национальную программу персонального подхода к бизнесу, цель которой заключалась бы в персональном, отраслевом подходе к развитию экономики. «Например, персонально рассматривать стоматологию, фарму, что можно было бы конкретно "докрутить" в этих отраслях, чтобы они не закрывались, а наоборот — развивались», — добавила спикер.

По итогам заседания члены Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» договорились принять участие в мониторинге правоприменения принятых норм. Участники заседания подчеркнули, что ключевой задачей должно стать сохранение МСП как основы экономической устойчивости регионов. Часть вопросов будет также вынесена 16 декабря на заседании Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» с участием руководителя ФНС России Даниила Егорова и центрального аппарата ведомства.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»