ru

Новости

07 Ноября 2025

Как налоговые новации отразятся на работе МСП: в «ОПОРЕ РОССИИ» выработали консолидированную позицию бизнес-сообщества ко второму чтению налогового законопроекта

Продолжается дискуссия между представителями власти и бизнеса по смягчению норм законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. До 10 ноября Госдума собирает предложения с поправками к законопроекту, второе чтение которого запланировано на 18 ноября. В связи с этим в «ОПОРЕ РОССИИ» под модераторством Председателя Попечительского совета Организации, заместителя председателя Общественного совета при ФНС России Сергея Борисова состоялось итоговое обсуждение по выработке рекомендаций от предпринимательского сообщества. На встрече, в которой приняли участие представители «ОПОРЫ РОССИИ», РСПП и ТПП, Общественной палаты РФ, Общественного совета при ФНС России, обсуждались возможные корректировки норм законопроекта с учетом позиции предпринимательского сообщества.


Открывая совещание, Сергей Борисов отметил, что в октябре бизнес-объединения предприняли ряд активных шагов, чтобы донести позицию бизнеса до власти и общественности по поправкам в Налоговый кодекс РФ. В частности, прошла общественная экспертиза федерального бюджета в Общественной палате РФ с участием Первого заместителя Министра финансов РФ Ирины Окладниковой. На мероприятии были озвучены последствия, с которыми столкнется малый бизнес при принятии поправок в первичной редакции, а также ряд предложений «ОПОРЫ РОССИИ» по смягчению норм налогового законопроекта.

Кроме того, в адрес Федерального Собрания РФ было направлено коллективное обращение «ОПОРЫ РОССИИ», РСПП, ТПП и Корпорации МСП с предложениями о недопущении существенного увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес. Одни из центральных предложений — увеличение порога по доходам на УСН для уплаты НДС с 10 млн рублей до 30 млн рублей, введение моратория на год на применение штрафных санкций для предпринимателей, впервые ставших плательщиками НДС и др.

В результате были учтены предложения бизнеса. 6 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с кабмином рассказал, какие инициативы делового сообщества, в том числе «ОПОРЫ РОССИИ», учло Правительство:

  • Порог годовой выручки для уплаты НДС компаниями будет поэтапно снижаться в 2026–2028 гг. до 20 млн, 15 млн и 10 млн рублей соответственно.
  • Планируется ввести мораторий на ответственность для МСП, впервые допустивших нарушения.
  • Будет предусмотрено разрешение для бизнеса один раз в первый год отказаться от пониженной ставки и перейти на ОСН, чтобы снизить риски неправильной оценки.
  • Для розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах сохранят ПСН, а для ИT-компаний — льготы по НДС при реализации прав на собственные разработки.

Однако участники сошлись во мнении, что учет целого ряда предложений бизнеса можно назвать смягчением позиции, но не существенным послаблением. Сергей Борисов подчеркнул, что многолетние усилия государства по созданию благоприятных условий для МСП во многом могут быть перечеркнуты.

«Последние два десятилетия ознаменовались последовательным внедрением налоговых режимов, направленных на упрощение деятельности и вывод бизнеса из “тени”. Однако в 2026 году микробизнес столкнется с существенным ростом налоговой нагрузки из-за снижения порога для уплаты НДС на УСН. Мы понимаем, что для решения задач государства всем нужно “подтянуть ремни”, больше отдавать для решения критически важной государственной задачи. При этом бесконечное увеличение налогов не всегда ведет к росту собираемости. Это подтверждает кривая Артура Лаффера, которая наглядно показала — увеличение налоговой ставки первоначально приводит к увеличению бюджетных доходов от налогов, но после определенного уровня приводит к падению», — отметил Сергей Борисов.

Спикер обозначил ключевые опасения бизнеса, которые возникают в связи с запланированными налоговыми поправками. Рост налоговой нагрузки происходит на фоне существенных ограничений по привлечению финансовых ресурсов. Из-за крайне высокой ключевой ставки кредитование для развития бизнеса стало фактически невозможным. Объем просроченных платежей микробизнеса за год вырос на 17,9% (с 635 до 749 млрд рублей), при этом в отношении кредитов ИП наблюдается двукратный рост просроченной задолженности (с 64 до 123 млрд рублей).

Помимо финансовых ограничений, возрастают издержки на бухгалтерию. Микропредприятия и ИП, которые ранее не платили НДС, не имеют квалифицированных сотрудников для корректного расчета и отчетности. По предварительным оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», дополнительные прямые издержки на привлечение специалиста по НДС составят минимум 20-40 тыс. рублей в месяц, что в совокупности для предпринимателей по стране составит 168-210 млрд рублей в год.

Опрос «ОПОРЫ РОССИИ» показал, что среди 13 тыс. предпринимателей более 30% респондентов могут закрыть бизнес при снижении порога до 10 млн и ставке 5%, 29% респондентов рассматривают уход в «тень» и более половины прогнозируют вынужденный подъем цен выше, чем на 15% для сохранения рентабельности. Кроме того, уже сейчас наблюдается закрытие магазинов и аптек в отдаленных сельских местностях, так как введение НДС делает их убыточными.

«В Китае тоже система НДС существует, но там вот для таких, как мы, категорий малого бизнеса он составляет не 5%, а 1%. В такой ситуации малому бизнес будет очень сложно конкурировать с китайскими коллегами», — отметил Борисов.

Ситуация усугубляется высокой дебиторской задолженностью перед МСП со стороны корпоративных заказчиков, в том числе из государственного сектора. Также значительные издержки бизнес несет в связи с уплатой неналоговых платежей, число которых по данным Счетной палаты РФ составляет уже 167. Индексация неналоговых платежей зачастую происходит не по инфляции, а на десятки и сотни процентов.

Поскольку микробизнес часто является основным источником существования для предпринимателя и его семьи, рост налоговой нагрузки может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям. Сергей Борисов добавил, что эти изменения создают серьезные риски не только для самого микробизнеса, но и для всей экономики, которая может столкнуться с сокращением занятости и снижением доступности товаров и услуг в регионах.

К дискуссии подключился Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, который в своем выступлении также обратился к опыту КНР в части сбалансированной налоговой политики.


«В КНР компании с оборотом до 14 млн рублей не платят ни НДС, ни налог на прибыль, а при обороте от 15 до 55 млн ставка НДС равна 1%, а по налогу на прибыль — 15%. В результате малый бизнес КНР формирует 60% ВВП и получает всестороннюю поддержку государства. У нас же при оборотном налоге в 11% микропредприятия с оборотом до 20–30 млн фактически остаются ни с чем, им приходится либо уходить в тень, либо закрываться, либо повышать цены на 15–20%», — акцентировал внимание Александр Калинин.

По мнению Главы Организации, необходимо смягчать условия не только по сумме дохода, но и по ставке. В частности, если Госдумой все-таки будет принята норма о постепенном снижении порога в течение трех лет, то уменьшаться должна и ставка: для предприятий с доходами ниже 60 млн руб. — до 3%, а с 20 млн руб. и ниже — до 1% или даже до 0%, полагает Калинин.

Кроме того, по словам Александра Калинина, нужно учитывать отрасли с регулируемыми тарифами — аптеки, управляющие компании, застройщиков. При фиксированных тарифах и ограниченных наценках им будет крайне сложно выдержать дополнительную налоговую нагрузку.

В завершение выступления Глава бизнес-объединения указал, что меры, не обсужденные с бизнес-сообществом и не просчитанные до конца, могут привести к отрицательному социально-экономическому эффекту.

В этом его поддержал и Вице-президент Ассоциации «НП ОПОРА», Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экономике и трудовым отношениям Владислав Корочкин, который отметил, что налоговые изменения направлены, в первую очередь, на «латание дыр» текущих бюджетов, а не на развитие экономики в целом. По мнению Корочкина, экономика нуждается в системной доработке: «Нужно, чтобы наша экономика получила максимальный импульс к развитию не за счет собираемости налогов с бизнеса, населения, а за счет альтернативных источников».

Позицию Российского союза промышленников и предпринимателей на совещании озвучила Исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова. По словам спикера, бизнес-объединениям сейчас важно консолидировать свои предложения и направить их в Государственную Думу до второго чтения законопроекта. Представитель РСПП обратила внимание, что текст поправок пока недоступен, и не исключила, что в них могут содержаться дополнительные издержки для бизнеса.

«С одной стороны, некоторые предложения были учтены. По крайней мере, появился постепенный переход к порогу выручки для уплаты НДС в 10 млн рублей, что уже позитивно. Также зафиксирована готовность Правительства предоставить мораторий и ввести смягчающие меры для малого, среднего и крупного бизнеса. Например, продление некоторых антикризисных мер, действие которых должно было завершиться к 1 января 2026 года. Но многие другие предложения бизнеса, в том числе касающиеся расширения возможностей применения федерального инвестиционного налогового вычета, учтены не были», — отметила Мария Глухова.

В свою очередь директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов высказался относительно финансовых аспектов и потенциальных последствий налоговых изменений, особенно в части НДС для компаний на УСН, выразив сомнения в достижении заявленных бюджетных целей.

«Когда мы узнали о какой сумме говорится, ради чего все это затевалось, у нас возникло еще больше вопросов», — отметил спикер, комментируя ожидаемый дополнительный доход федерального бюджета в 200 млрд рублей от планируемых изменений. Денис Дыбов подчеркнул, что эта цель может быть не достигнута из-за ряда факторов.

Эксперт отметил, что по данным Корпорации МСП, объемы закупок среди МСП приближаются к 9 триллионам рублей. При этом значительная часть этих закупок приходится на компании, которые ранее не платили НДС, и этот НДС возмещался крупному бизнесу.

«Даже если предположим, что 1 триллион действительно приходится на компании, которые не платили НДС, то мы уже получаем 200 миллиардов, которые бюджет не получит. Они уйдут в зачет крупным компаниям», — пояснил спикер.

Также представитель ТПП РФ акцентировал внимание на серьезных рисках переходного периода, которые могут возникнуть у бизнеса. Помимо проблем с бухгалтерией, у предпринимателей возникнут вопросы, как быть с НДС при поставке товаров в одном году и оплате в следующем, по особенностям возврата товаров и др.

«У нас уже сформирован целый перечень вопросов, с которыми предприниматели точно столкнутся. Налоговой надо уже сейчас обратить особое внимание на эти моменты, готовить разъяснения, вносить поправки, написать поэтапные четкие схемы для предпринимателей, чтобы избежать тех нарушений, которые, безусловно, будут», — заключил спикер.

Заместитель директора Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов добавил, что следует дополнительно урегулировать вопрос с длящимися контрактами, включая контракты по госзакупкам и пролонгированные контракты с крупными компаниями.

«Непонятно, как предприниматели будут учитывать изменения, и на чьи плечи ляжет эта ответственность: на крупных и средних заказчиков, или на суды, которые будут перегружены и не смогут разрешить все вопросы. Существуют бюджетные риски, поскольку эти изменения не были заложены в бюджет. Отчасти, мы уже сталкивались с подобным при предыдущем повышении НДС», — пояснил спикер.

В свою очередь представитель Комиссии по налогам Общественного совета при ФНС России, партнер ООО «Бранд и партнеры» Алексей Абрамов выступил с предложением подготовить совместное обращение от бизнес-объединений в части необходимых доработок в регулировании, в том числе сервисов ФНС, необходимых для упрощения уплаты НДС предпринимателями, особенно для тех представителей бизнеса, кто столкнется с уплатой налога на добавленную стоимость впервые.

Кроме того, по мнению Абрамова, в связи с предстоящими изменениями налогового законодательства предпринимателям будут необходимы разъяснения ФНС, адаптированные для бизнеса.

На совещании также затронули вопрос распространения режима АУСН на территории всех регионов — сейчас эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная система налогообложения» введен на территории 69 регионов. В связи с ужесточением параметров применения специальных режимов популярность АУСН может резко вырасти, однако для его распространения необходимо принять закон на региональном уровне. Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по аудиту, бухучету и налогово-финансовому консультированию Борис Федосимов считает важным создать экономические стимулы для регионов при применении АУСН, аналогичные тем, что существуют для УСН.

«Сейчас многие субъекты просто не хотят вводить АУСН, потому что не видят для себя в этом экономического смысла. Большая часть доходов достается федеральному бюджету. Мы понимаем, что упрощенка — это все-таки региональный бюджет. Почему бы такое же правило не сделать для АУСН», — предложил спикер.

Кроме того, Борис Федосимов подчеркнул необходимость внедрения механизма зачета входящего НДС для упрощенцев, чтобы избежать дополнительной нагрузки на оборот. В заключение своего выступления, эксперт поднял многолетнюю проблему закрытого перечня расходов для УСН, призвав к унификации правил признания расходов для малого и крупного бизнеса.

В завершение заседания Сергей Борисов отметил, что «ОПОРА РОССИИ» займется обобщением позиции делового сообщества и представит консолидированные предложения от бизнеса по доработке норм налогового законопроекта в Государственную Думу.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»