ru

Новости

Представители Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по электроэнергетике обсудили в Госдуме развитие внутреннего рынка газа

14 февраля в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему «Развитие внутреннего рынка газа. Переход к конкурентному ценообразованию». От Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по электроэнергетике в дискуссии приняла участие директор Центра энергетической и правовой помощи, ученый, внесший вклад в развитие науки в области энергетического права, Елена Пронина.


Открывая дискуссию, председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный отметил, что природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством. При этом в сфере поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей цены на газ сохраняются на уровне ниже промышленных, что усиливает социальную нагрузку на ПАО «Газпром», основного поставщика газа в этом сегменте рынка, увеличивая масштаб внутреннего перекрестного субсидирования. Одновременно экспорт трубного газа, за счет которого ранее субсидировался внутренний рынок газа, значительно снижается в связи с геополитической ситуацией, соответственно, снижаются и возможности субсидирования.

«В сложившейся ситуации газовая отрасль должна от экспортной модели перейти как минимум к опоре на внутренний и внешний спрос в равной степени, чтобы внутри страны также формировались источники для развития отрасли. Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте, ускоренное развитие нефтегазохимии, соответствующую господдержку и нормативное обеспечение», — сказал Павел Завальный.

Елена Пронина, со своей стороны, подчеркнула, что газификация регионов нашей страны является одним из приоритетных направлений проводимой государственной политики. «Для увеличения темпов газификации России в сжатые сроки было принято пять ключевых федеральных законов и 19 постановлений Правительства РФ. Тем не менее четкие нормы и правила поведения игроков на рынке газификации, в частности социальной газификации (догазификации), не определены», — отметила она, добавив, что сейчас существует «дорожная карта», но принятых законов и постановлений, которые бы регулировали многие сложные ситуации, не хватает.

На рассмотрении в Госдуме находятся несколько законопроектов, которые позволят избежать двоякости толкования норм права, один из них — проект Федерального закона № 49335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации». Законопроектом уточняется понятийный аппарат (в частности, вводится понятие «схема газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации», которая разрабатывается на основании принятых актуальных энергобалансов), а также предлагаются механизмы реализации газификации в отдельных субъектах РФ.

Вносимыми изменениями затрагивается ряд сопутствующих важных вопросов: проектирование газовых сетей, объектов капитального строительства, где предполагается использовать газ в качестве топлива для обогрева зданий и сооружений. Предлагаемые законопроектом изменения позволят снять правовые пробелы в вопросах реализации программ газификации.

Самым болезненным вопросом по программе догазификации является вопрос компенсации денежных средств, затраченных на строительство газопроводов, собственникам газораспределительных сетей (юр- и физлицам). «На практике происходит так, что при построенном газопроводе и при наличии технической возможности новый заявитель оплачивает только подключение и оборудование, но не компенсирует затраты остальных владельцев на строительство газопровода. Это сейчас является камнем преткновения на пути согласия участия в программе догазификации. Проблема требует безотлагательного решения», — отметила Елена Пронина.

Помимо этого, существует правовая коллизия с частными газопроводами. В настоящее время прорабатывается подход, при котором физ- и юрлица — собственники сетей газораспределения получают статус газораспределительной организации с установленным тарифом на транспортировку газа и право осуществлять подключение новых абонентов как самостоятельная газораспределительная организация, взимая соответствующую плату за подключение и транспортировку газа согласно установленным тарифам. Очевидно, что в этом случае потребуется разработка критериев и понимание дальнейших действий в отношении организаций, не подпадающих под предложенные критерии.

«Также необходимо решить проблему бесхозяйных газовых сетей. Сейчас отсутствует эффективный правовой механизм передачи бесхозных газовых сетей в газораспределительные организации. Эти процедуры зачастую связаны с очень затяжными судебными разбирательствами», — отметила Елена Пронина. Также она подчеркнула, что перечисленные правовые пробелы в законодательстве выступают сдерживающим фактором реализации мероприятий по газификации и развития внутреннего рынка газа. Заполнение этих пробелов требует безотлагательного принятия решений.

Комитет ГД по энергетике даст рекомендации Правительству РФ, Министерству энергетики РФ совместно с ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ПАО «Газпром», Министерству промышленности и торговли РФ с учетом текущей экономической ситуации.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»