ru

Новости

30 Марта 2016

Александр Калинин: "Экспортный потенциал малого бизнеса недооценен"

Какие продукты и товары малым компаниям проще отправлять на экспорт? Как наладить поставки за рубеж? Можно ли создать в сфере внутреннего туризма миллион рабочих мест? На эти и другие вопросы "РГ" ответил президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.


Александр Сергеевич, минтруд предлагает увеличить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей (ИП). А как же эмбарго на повышение налогов?

Александр Калинин: Однозначно недопустимо в период снижения доходности предприятий вводить дополнительное финансовое бремя на ИП. Мы уже направили письмо в минэкономразвития, в котором изложили свою позицию. Если формула для расчета фиксированных взносов в Пенсионный фонд будет изменена, это может привести к повтору ситуации 2013 года. Тогда количество ИП сократилось на 400 тысяч, с 3,8 до 3,4 миллиона. Если увеличить налоговую нагрузку и в этом году, то нас ожидает примерно тот же результат - массовая самоликвидация ИП.

Экономическая ситуация в стране меняется. Что происходит с малым бизнесом?

Александр Калинин: Даже при общем спаде в экономике есть повод для оптимизма. Мы видим рост производства продуктов питания, и для его дальнейшего стимулирования, конечно, надо создавать условия - снижать единый сельскохозяйственный налог, организовывать повсеместно ярмарки в упрощенной форме для сельхозпроизводителей.

Происходит колоссальный рывок в бизнес-мышлении. Те схемы, которые работали на импорт, на расширение потребительского спроса, становятся неактуальными. Предприниматели либо разоряются, либо перепрофилируют деятельность. Кто занимался импортом оборудования, его монтажом, установкой, переходят на использование российских аналогов техники, а у нас много таких производителей оборудования, ничем не уступающего импортному. Есть и те, кто задумывается о собственном производстве, о приобретении технологий. Очень перспективные ниши образовались для внутреннего туризма, для глубокой переработки нефтепродуктов. Сфера социального предпринимательства интересна.

Как предлагаете поддержать внутренний туризм?

Александр Калинин: Решить комплекс вопросов по логистике - принять щадящие тарифы на пассажирские перевозки, субсидировать туристические перевозки. Надо в упрощенном порядке выделять земли под строительство отелей, инфраструктуру, горнолыжные, рыболовецкие комплексы. Сервис для иностранных туристов - это еще одна ниша - магазины, общепит, качественные сувениры. Огромные возможности для рывка есть на Дальнем Востоке, во всех портовых российских городах. Думаю, что в сфере внутреннего туризма за два-три ближайших года можно создать до миллиона новых рабочих мест.

Какие перспективы у малых предприятий-экспортеров?

Александр Калинин: Малые и средние предприятия всего на 0,2 процента представлены в экспорте. А потенциал гораздо выше - 30 процентов. Тем более при таком курсе рубля. Продукция наших малых фирм и сейчас уходит в другие страны. Одно из малых предприятий Свердловской области выпускает автокресла, кресла для электричек, бульдозеров, кинотеатров и экспортирует их в страны СНГ. В Соликамске малая компания производит волокна из полимеров. Эта инновационная продукция востребована в Италии.

Вспоминаю городок, в котором я рос. На двадцать тысяч населения было два завода. Один экспортировал в 80 стран камни для часов, второй - экономайзеры в 35 стран. Успехи советскому экспорту обеспечивало сквозное учреждение - Внешторг. В каждом регионе и при каждом посольстве и дипмиссии были его представители. Задача у внешторговцев была одна - представлять и продавать отечественную продукцию по всему миру. Мы почти во все страны поставляли самолеты, машины, механизмы - экскаваторы, бульдозеры, локомотивы.

А сейчас что мешает?

Александр Калинин: Центры поддержки экспорта должны быть переподчинены единому "окну" - Российскому экспортному центру. Он создан, но еще в полную силу не заработал. У этого центра есть банк - Росэксимбанк, Агентство экспортных гарантий (ЭКСАР) по страхованию российских поставок, инвестиций за рубежом. В рамки этого экспортного "окна" мы предлагаем добавить отдельный программный продукт для малых экспортеров. К примеру, предприниматель делает мед. Чтобы наладить его поставки за рубеж, разобраться, какие коды внешнеэкономической номенклатуры получить, как заполнить таможенную декларацию, где найти сбыт, перевозчиков, лучшую логистику, понимать, на какой терминал товар поступит, сколько он там пробудет, нужен сервисный программный продукт. Причем состыкованный с другими электронными сервисами, поисковыми системами, в том числе Europian, Enterprise Europe Network. "ОПОРА России" такой программный продукт "Национальная сеть "Доверие"" разработала и готова предложить Российскому экспортному центру.

Эти идеи реализуемы в 2016 году?

Александр Калинин: Мы рассчитываем, что они будут включены в дорожную карту Агентства стратегических инициатив (АСИ) по внешнеэкономической деятельности. Дорожная карта в этом году меняется. Стало понятно, что упрощением и улучшением одних только таможенных процедур мало что можно решить. Чтобы продвинуть предприятие на внешние рынки, вся система госвласти должна быть настроена помогать экспортерам всех форматов.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Елена Березина

Источник Российская газета

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»