ru

Новости

22 Октября 2016

Отчего растут ИП?

Первый Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Владислав Корочкин о том, как чувствует себя малый бизнес в мегаполисах и за их пределами в авторской колонке газете "Известия".


Первый Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Владислав Корочкин о том, как чувствует себя малый бизнес в мегаполисах и за их пределами в авторской колонке газете "Известия".

Кажется, то внимание, которое политическое руководство страны в последнее время уделяет развитию малого бизнеса, начинает давать результаты. Правда, пока позитивная тенденция проявляется только в мегаполисах. В регионах малый бизнес чувствует себя по-прежнему неважно.

В апреле 2015 года состоялось заседание Государственного совета, посвященное малому бизнесу. По итогам обсуждения было принято 21 поручение президента. Часть из них исполнены, в том числе поручение о налоговых каникулах. Часть поручений, многие из которых связаны со смежным законодательством, а именно — с контролем и надзором и с избыточными требованиями, все еще в работе. Но тем не менее движение есть.

По данным, опубликованным недавно аудиторской компанией PwC, в Москве количество индивидуальных предпринимателей выросло за пять лет на 51% — со 162 тыс. до 244 тыс. В Санкт-Петербурге за то же время — на 43%, в Московской области — на 31%. При этом в целом по стране динамика оказалась отрицательной — общее количество ИП сократилось на 8%, а в Татарстане — даже на 20%.

При взгляде на эти цифры возникает вопрос: с чем связан бурный рост числа ИП в мегаполисах и почему эти показатели так сильно отличаются от показателей большинства других территорий?

Почему индивидуальным предпринимателям лучше в мегаполисах? Возможных объяснений несколько.

Во-первых, в крупных городах объем рынка услуг и оптовой торговли, равно как и объем выручки отдельных предприятий, гораздо выше, чем в регионах. Во-вторых, кризис, из-за которого меняется структура занятости, по-разному отражается на рынке труда в мегаполисах и в регионах.

В Москве и Петербурге «высвобождаемая рабочая сила» в среднем более образованная, квалифицированная и более уверенная в своих силах, чем в других областях страны. Поэтому в мегаполисах выше процент людей, которые, теряя работу, согласны рассматривать для себя возможность попытаться создать собственный бизнес, причем легальный и зарегистрированный в соответствии с существующими требованиями.

Экономические трудности приводят и к тому, что ранее благополучные «средние» компании фиксируют снижение объемов прибыли и переходят в категорию малого бизнеса. Таких тоже больше в крупных городах, чем в регионах.

В первую очередь страдают ИП в сфере торговли. На самом деле, в условиях сжатия рынка, падения платежеспособного спроса и продолжающейся экспансии торговых сетей довольно сложно рассчитывать на рост ИП в этом сегменте.

Другое дело — сфера услуг. Тут действительно спрос вырос. Хотя бы потому, что если реже покупать одежду и технику, их надо чаще ремонтировать.

По данным федеральной налоговой службы, в сфере услуг работает больше половины (61%) московских ИП, почти треть (27%) в розничной торговле, 8% — в оптовой торговле. И только 4% занимается производством.

Еще один фактор — франчайзинг. В последнее время он развивается поистине ударными темпами. И прежде всего именно в сфере торговли и услуг.

Поэтому сегодня довольно много индивидуальных предпринимателей работает под федеральными сетевыми брендами. В этом несложно убедиться, зайдя в какой-нибудь ближайший «магазин у дома», сетевую аптеку или химчистку. Такой бизнес и более простой, и менее рискованный.

Как отмечалось в докладе PwC, средний возраст существования ИП составляет от пяти до шести лет. Это не хорошо и не плохо. Когда ИП периодически закрываются и открываются, это нормально. Особенно если вспомнить, что чуть ли не каждый миллиардер в США претерпел в своей деловой жизни по 5–6 банкротств. И только получив этот бесценный опыт, смог построить действительно эффективный бизнес.

По данным аналитики, 51% ИП закрывается из-за снижения спроса и роста затрат, 10% — из-за продолжающегося роста налоговой нагрузки и претензий налоговых органов. Налоговые и другие сборы, управленческие издержки (для того чтобы сдавать отчетность во все фонды и не попадать под штрафы, предприятию нужен как минимум отдельный специалист) делают сегодня существование большого числа предприятий малого бизнеса экономически нецелесообразным. И только относительно «тихая гавань» вновь образуемых ИП, для которых предусмотрены налоговые каникулы, позволяет многим из них выживать даже во времена кризиса.

Многое еще предстоит сделать. Но можно уже смело констатировать, что на уровне индивидуальных предпринимателей у нас в стране существуют реальные зачатки нормальных рыночных механизмов. И усилия по созданию нормальных условий для деятельности предприятий уже привели к некоторому облегчению жизни ИП.

Автор — первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» по экспертно-аналитической деятельности

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»