Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров — об открытии первого «Предпринимательского класса» в Тюменской области
В октябре состоялась церемония открытия первого в регионе области «Предпринимательского класса» в школе № 69 имени Героя Советского Союза И. И. Федюнинского города Тюмени. Проект разработан Тюменским региональным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и Международной школой предпринимательства Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Подробнее о проекте рассказал Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», директор Международной̆ школы предпринимательства ТюмГУ, координатор федерального проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Предпринимательство» в Тюменской области Эдуард Омаров.
Мало кто в действительности представляет, кто такой предприниматель. Отсюда — искаженное восприятие самой профессии, заблуждения о ее функциях, ценностях и роли в обществе. Часто можно услышать, что предпринимательство — легкий путь: захотел — открыл бизнес, захотел — закрыл. Что предприниматель — человек, который просто «сам себе хозяин» и не работает «на дядю».
Такое упрощенное восприятие формирует предвзятое отношение: предпринимателей нередко считают людьми, способными действовать нечестно или идти на компромиссы с совестью ради прибыли.
На деле предпринимательство — это большой труд, ответственность, риск и постоянное развитие. И именно это сегодня важно показать школьникам, которые только начинают задумываться, кем они хотят стать в будущем.
Программа «Предпринимательский класс» создана как часть профориентационной работы в школе. Ее задача — познакомить учащихся с профессией предприниматель через личность предпринимателя и предпринимательскую деятельность. Показать, какие качества и ценности необходимы для того, чтобы состояться в этой профессии. Ребята узнают, каким путем идет человек, решивший открыть свое дело: как он учится, где получает опыт, как формирует компетенции и принимает решения.
Такое погружение помогает не просто увидеть внешнюю сторону бизнеса, а понять внутренний мир человека, который создает рабочие места, берет на себя риски и движет экономику вперед. Через примеры, истории и живое общение школьники смогут оценить, насколько им близка предпринимательская деятельность, соотнести свои способности и характер с требованиями этой профессии.
Подход должен быть именно таким во всех профессиях будущего, которые рассматривают школьники. Еще во время обучения в школе важно помочь ребенку определить жизненную траекторию: понять, какой путь ему ближе — получение среднего профессионального образования, техническая специальность, педагогика, наука или управление.
Одним из возможных направлений профориентации для школьников становится предпринимательство — особенно для тех ребят, кто уже проявляет инициативу, выдвигает собственные идеи или задумывается о продолжении семейного дела.
Понимание того, получится ли реализовать себя в этом направлении, требует осознанного выбора, а значит — и целенаправленного образования.
Школа — лучшее место для получения базовых знаний и определения жизненной траектории. Уже с первых классов мы вместе со школьниками ищем ответ на важный вопрос: кем быть? Наша задача — помочь им с профориентацией. Одним из таких направлений может стать профориентация в сфере предпринимательства. Мы хотим, чтобы дети поняли, кто такой предприниматель и каким нужно быть, чтобы стать успешным.
Эта программа помогает школьникам познакомиться с предпринимательской деятельностью, с высокой степенью вероятности определить свою предпринимательскую судьбу и выбрать подходящее направление для дальнейшего обучения. Те, кто решит связать свою жизнь с предпринимательством, смогут продолжить обучение в Тюменском государственном университете — в Международной школе предпринимательства, где получат профессиональные предпринимательские компетенции. Это пилотный проект для Российской Федерации. Во многих школах обучают основам предпринимательства, не задумываясь о том, нужно ли это конкретному ребенку. Мы же стремимся к тому, чтобы профориентационная работа была осознанной.
Новизна программы в том, что она помогает не просто узнать о предпринимательской деятельности, но и примерить её на себя, чтобы сделать осознанный выбор. Я рад, что у детей сегодня есть возможность определиться со своим будущим и тем самым минимизировать жизненные ошибки.
Таким образом, «Предпринимательский класс» становится не курсом по бизнесу, а инструментом осознанного выбора жизненного пути.
Это первый шаг в создании новой культуры профориентации, где школа помогает ребенку понять себя, а не просто выбрать специальность.