ru

Новости

Александр Калинин: «На этих выборах спрос на активистов «ОПОРЫ РОССИИ» значительный»

Инвестиционная активность в России начала падать еще до наступления кризиса. С началом проблем в экономике на бизнес-климате отразилась еще и недоговороспособность министерств. Глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин рассказал «ФедералПресс», почему не исполняются поручения президента, когда дело касается малого и среднего бизнеса, в каких регионах предпринимателям особенно плохо и почему «ОПОРА РОССИИ» не является противником введения системы «Платон».


- Александр Сергеевич, с начала кризиса уже прошло какое-то время…

- Он уже закончился.

- Вы так считаете?

- Острая фаза закончилась. После кризиса обычно наступает либо экономический рост, либо спад. У нас сейчас идет спад.

- По-вашему, кризис – это все-таки время трудностей или новых возможностей?

- И то и то. Есть такая поговорка «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». То же самое и с кризисом. Если ты к нему готов, это время возможностей, если нет – для тебя это время испытаний. Я в бизнесе с 1989 года и проходил через несколько экономических потрясений. Сегодня могу сказать, что самые уникальные возможности открываются в кризис. Конечно, многое зависит от того, насколько в это время твоя компания обременена долгами, какие у нее активы, какая ситуация на рынках, на которых ты работаешь, насколько у тебя развязаны руки.

- Уполномоченный по защите прав предпринимателей заявил, что с трудностями во время кризиса столкнулись три четверти бизнесменов. Вы согласны с этой оценкой?

- Я думаю, что их больше. В первую очередь трудно приходится тем секторам, где важен инвестиционный спрос. Как правило, он начинает сокращаться еще до наступления кризиса. Так, инвестиционная активность в России стала отрицательной еще в 2013 году. Пострадали от этого такие отрасли, как строительство, производство и реализация машин и механизмов, финансовый сектор. Когда кризис переходит в спад, начинается снижение покупательской способности, и проблемы испытывают уже торговля и сфера услуг. Поэтому с экономическим спадом столкнулся не только весь бизнес, но и все население.

Другое дело, что сейчас есть точки роста, способные вытянуть всю страну. Это сельское хозяйство, производство продуктов питания, несырьевой экспорт, внутренний туризм, сфера услуг, социальное предпринимательство, высокотехнологичное производство, ориентированное на спрос госкорпораций. Точки роста есть, но системную поддержку мы видим редко. Она точно есть в импортозамещении, сельском хозяйстве (там серьезные деньги выделяются), а вот в малом и среднем бизнесе (это тоже точка роста) – все понимают, что надо делать, но при этом из 21 поручения президента по итогам Госсовета (состоялся 7 апреля 2015 года – прим. ред.) сегодня выполнено только три.

- Не пять?

- Мы считаем, что три. Контрольное управление обозначило, что выполнено пять, но два из них были выполнены только на бумаге. Одним из них было поручение ввести мораторий на повышение неналоговых платежей – насчитали более 70, но заморозили только несколько из них. Более того, за это время появились даже новые неналоговые платежи. Еще одно формально выполненное поручение касалось подготовки предложений по увеличению порогов применения специальных налоговых режимов.

- Почему не выполняются поручения президента?

- Это системная проблема, и она касается не только малого и среднего бизнеса. Взять, например, закон о самозанятых (по нему было уже два поручения главы государства) – мы с ним разбираемся третий год. Есть мнение одного министерства, есть мнение другого, третьего. Если они не совпадают, то проблему может решить только премьер. Но ведь он не может администрировать такое количество нормативных актов? Для этого нужен какой-то орган в правительстве – администратор, который брал бы на себя ответственность, в случае если не совпадают точки зрения министерств. Мы говорили об этом на «Форуме действий» ОНФ в Йошкар-Оле...

- А еще вы там поднимали проблему задержки платежей бизнес-структурам за уже исполненные обязательства по госконтрактам.

- Да, четыре бизнес-объединения, включая наше, написали президенту письмо с просьбой внести изменения в 44 и 223 ФЗ уже в эту весеннюю сессию.

- Насколько остро обстоит ситуация?

- Проблема острая. Речь идет о неплатежах в триллионы рублей.

- На кого больше всего жалуются? Кто главный должник в стране?

- Больше всего жалоб на различные ГУПы, МУПы. Они не подпадают под действие 44 ФЗ. Только сейчас ФАС внесла законопроект о том, чтобы в своей закупочной деятельности они руководствовались базовым законом. Еще жалуются на крупные госкорпорации – они по году могут не платить. Это ФСК, Газпром. Единственное, что все фиксируют – это то, что «Транснефть» всегда четко платит по своим обязательствам.

- С проблемами неплатежей по госконтрактам сталкивается только крупный бизнес?

- В первую очередь это касается крупного и среднего бизнеса, но и малому тоже достается. Если это спецторги, то для малого бизнеса сроки по оплате определены – это 30 дней. Если торги обычные (что бывает в 90 процентах случаев), то с тобой могут не рассчитываться годами. По типовым контрактам у многих госкомпаний полгода отсрочка платежа. Получается, ты должен выиграть тендер, заплатить за гарантию, взять кредит и ждать. При этом неизвестно, заплатят тебе через полгода или нет.

Это такой тромб, накапливающий неплатежи: вы не заплатили мне, я не заплатил работникам, банку. Бизнес оказывается в тисках: если два месяца зарплату не платишь, могут возбудить уголовное дело. Если больше двух недель не платишь налоги, тебе тут же блокируют счет. Ситуация серьезная, и мы считаем, что в законодательстве должны быть четко прописаны сроки.

Недавно были приняты изменения в КоАП, которые увеличивают ответственность для бизнеса за срыв поставок. Бизнес в ответ просит накладывать такие же штрафы на тех, кто не платит за них.

Еще одно предложение касается отмены банковской гарантии для малого бизнеса, поставляющего товары по постоплате. Если ты осуществил поставку, все акты подписал, зачем в этом случае банковская гарантия? Процесс ее получения непростой: нужны залоги, нужно заплатить банку. А если у тебя нет залога и истории, то тебе эту гарантию никто не даст. Но извините, если договор предусматривает постоплату, то со мной и так рассчитаются только после того, как я поставил товар. Я за срыв поставки и так несу ответственность!

- С этими госзакупками прямо беда какая-то…

- Вы правильно сказали: беда! И я скажу почему. Потому что, когда создавался 44 ФЗ, он в отличие от 94 ФЗ, который действовал до него, был составлен в пользу заказчика. Интересы поставщиков в нем намеренно ущемлены, в том числе всякими гарантиями и возможностью расторжения контракта в одностороннем порядке, чего раньше не было.

- Давайте поговорим о проблеме доступа к госзакупкам малого и среднего бизнеса.

- Проблема есть, но здесь мы фиксируем хорошую динамику в отношении крупнейших 35 госкомпаний. Сдвиг произошел после того, как этим вопросом занялся государственный институт развития в лице Корпорации МСП. В прошлом году по квотам для МСП эти госкомпании закупили на сумму 50 млрд рублей, а уже за три месяца этого года – на 200 с лишним млрд рублей. С такими темпами до конца года мы ожидаем увеличение объема госзакупок у МСП до одного триллиона рублей.

Подход правильный. Если ты четко знаешь, что госкомпании будут закупать твою продукцию, то начинаешь вкладывать деньги в технологии, в оборудование, персонал. Квотирование дает уверенность в завтрашнем дне. Так мы не только даем людям возможность сбыта, но и выращиваем производственные предприятия.

С 1 мая в перечень заказчиков регионального уровня вошли еще 135 крупных компаний. Десять процентов своих закупок они будут обязаны отдать малому бизнесу. При этом такая обязанность у них и раньше была – не было механизмов ее контроля. А сейчас они обязаны сдавать планы закупок госкорпорации. Там их мониторят и, если видят ложь, тут же сообщают в ФАС, где потом выписывают немаленькие штрафы.

С 1 августа этот механизм станет в разы эффективнее – заработает реестр российских субъектов малого и среднего бизнеса. Лгать станет еще сложнее. Уже не скажешь, что отдал десять процентов малому бизнесу, хотя на самом деле – крупному бизнесу или своим «дочкам». Теперь их просто не будет в реестре, так же как и компаний-однодневок.

Источник: http://fedpress.ru/news/press_center/interview/1462343559-na-etikh-vyborakh-spros-na-aktivistov-opory-rossii-znachitelnyi

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»