ru

Новости

20 Февраля 2020

Энергетика на перекрестке

Проблему перекрестного субсидирования пытаются решить уже не первый год. Представители «ОПОРЫ РОССИИ» существующую ситуацию считают дискриминационной. А предложение распределить перекрестное субсидирование в электроэнергетике равномерно на всю промышленность обсуждалось еще семь лет назад. Но в этом случае увеличится плата за электроэнергию для крупных промышленных предприятий, которые всячески стараются подобных реформ избежать.


Вице-премьер нового правительства Юрий Борисов, курирующий промышленность и ТЭК, 10 февраля провел первое совещание по сетевым тарифам в электроэнергетике, где обсуждалось предложение Минэнерго о реформировании системы тарифообразования в электроэнергетике и, в частности, о дифференциации тарифов Федеральной сетевой компании (ФСК) для присоединенных напрямую к сетям ЕНЭС крупных промышленных потребителей. В результате предложение было отправлено на доработку специально созданной рабочей группе. О сути проблем российского электроэнергетического комплекса и причинах возмущения средних и мелких промышленных предприятий — в материале «Ленты.ру».

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике появилось в России в 90-е годы прошлого века, в период острого экономического кризиса, для социальной поддержки обнищавшего населения, оказавшегося не в состоянии самостоятельно оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. Тогда-то и было решено переложить эту проблему на промышленный бизнес, повысив тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий. Таким образом поставщик энергоресурсов компенсирует недополученные от населения деньги за счет промышленности и бизнеса. И все промышленные предприятия-энергопотребители стали платить по одинаковым тарифам с учетом перекрестного субсидирования.

Но в 2011 году под давлением лоббистов крупной промышленности было принято решение о дифференциации оплаты. И тарифы для подключенных напрямую к ФСК, то есть к магистрали, — а это в основном крупные промышленные предприятия — стали минимальными, а все остальные, то есть предприятия среднего и малого бизнеса, начали платить по завышенным тарифам с учетом перекрестного субсидирования. По данным ФАС России, в 2019 году величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации составила около 238 миллиардов рублей в год. При этом, по информации пресс-службы Минэнерго, «весь объем перекрестного субсидирования учитывается только в тарифах на услуги по передаче электрической энергии территориальных сетевых организаций (распределительные сети) и не учитывается в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (магистральные сети)». Поэтому в ведомстве считают, что «отсутствие учета перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети привело к тому, что крупные потребители, чьи энергопринимающие устройства присоединены к магистральным сетям ПАО "ФСК ЕЭС", не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что создает для них дополнительные экономические преференции по отношению к потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям (распределительным сетям)».

Так, по оценке Минэнерго России, сегодня тариф для потребителей ФСК в 3,5 раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей, подключенных на высоком уровне напряжения, и в 9 раз ниже для потребителей, подключенных на низком уровне напряжения. Это привело к тому, что «в одном и том же регионе у промышленных потребителей со схожей отраслевой принадлежностью и имеющих близкие характеристики электропотребления, платеж за услуги по передаче электрической энергии существенно отличается», – сообщила пресс-служба Минэнерго.

Член правительственной комиссии по электроэнергетике, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин отмечает, что сегодня в рамках ценового регулирования сложилась очень опасная ситуация: «У нас для тех, кто подключен к ФСК, тариф 25 копеек за киловатт-час. А для этих же крупных предприятий, потребляющих значительные объемы электроэнергии, — речь не идет о малом бизнесе, но подключенных к сетям распределительного комплекса, а это часто одни и те же подстанции, — тариф и 1 рубль 25 копеек может быть».

Чтобы уйти от переплаты региональным сетевым компаниям, крупный промышленный бизнес либо ставит подстанцию высокого напряжения и переходит в Федеральную сетевую компанию, если разрешают это сделать, либо строит блок-станцию, как это недавно сделали, например, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» и перестает потреблять энергию из единой энергетической системы. По мнению Калинина, «после того, как крупные производители уходят из единой энергетической системы, остается все меньше потребителей у региональных сетевых компаний, и сетевые тарифы размазываются — у нас там галопирующие цены». Александр Калинин видит смысл инициативы Минэнерго не в том, чтобы отнять у кого-то и отдать другим: «Они хотят разницу между теми, кто подключен к ФСК, и теми, кто подключен по высокому напряжению к региональным сетевым компаниям, снизить, чтобы она не была такой драматичной. Таким образом, прекратятся и уходы из единой энергетической системы».

Источник: Лента.ру

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»