ru

Новости

26 Мая 2023

Стимулы инвестиционной активности малого и среднего бизнеса: итоги пленарного заседания Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА»

Главным событием второго дня Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА», приуроченного ко Дню российского предпринимательства, стало пленарное заседание «Стимулы инвестиционной активности малого и среднего бизнеса». Участники обсудили финансовые и налоговые инструменты для повышения инвестиционной активности МСП, их акселерации, а также отдельное внимание уделили использованию таких инструментов в приоритетных отраслях. Генеральным партнером форума выступает ПАО Сбербанк.


Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин напомнил, что бизнес-объединение имеет непосредственное отношение к появлению праздника День российского предпринимательства: «У нас 6 миллионов 200 тысяч субъектов МСП. По данным Минэкономразвития, в малом и среднем бизнесе сегодня работают 28 миллионов российских граждан, это почти 36% экономически активного населения России. И мы чувствуем, что сегодня малый бизнес развивается».

Для этого, по словам Калинина, должны быть более длительные и дешевые финансовые инструменты для инвестиций, и их предоставление является общей задачей Правительства, бизнес-объединений и Центрального Банка Российской Федерации. «Также мы выступаем за то, чтобы продолжать внедрять льготное налогообложение для различных сфер МСП», — отметил Президент «ОПОРЫ РОССИИ».

В видеообращении к участникам Форума Премьер-министр России Михаил Мишустин отметил результаты реализации целого ряда механизмов поддержки для тех, кто только начинает бизнес, и уже состоявшихся производств.

Михаил Мишустин особенно отметил эффективность финансовых мер поддержки, в том числе зонтичного поручительства по инвестиционным кредитам, программ по микрозаймам, лизингу оборудования, безвозмездных грантов для молодых предпринимателей и социального бизнеса. Кроме того, результативными оказались обязанность государственных компаний проводить четверть закупок у небольших организаций, а также перенос уплаты налога по упрощенной системе налогообложения и страховых взносов. В итоге за 3 года объем закупок почти удвоился до 7 трлн рублей, а бизнес сэкономил более 800 млрд рублей.

«Это помогло предприятиям перестроиться, перенаправить логистические потоки, найти других поставщиков и дополнительные рынки сбыта. Будем и дальше создавать возможности для наращивания собственного производства в стране и обеспечения технологического суверенитета, чтобы сектор МСП становился реальным драйвером структурных изменений в нашей экономике», — выразил уверенность Михаил Мишустин.

В своем выступлении Премьер-министр особенно выделил значимость общественных институтов в разработке актуальных мер поддержки бизнеса и высоко оценил роль «ОПОРЫ РОССИИ» в этом процессе: «Ваша организация является надежным партнером государства, обеспечивает обратную связь, что позволяет принимать важные для экономики страны и общества решения, разрабатывать меры поддержки. Хочу поблагодарить вас всех за совместную работу по расширению частной инициативы и по улучшению бизнес-климата. Уверен, что проводимый сегодня форум станет традиционной площадкой для подготовки эффективных действий по совершенствованию во всех сферах и, конечно, по повышению благосостояния миллионов наших граждан».

Также свое поздравление в адрес бизнес-сообщества направил Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов.

«Сегодня малый и средний бизнес — это более 6 млн компаний и более 7 млн самозанятых. Последние три года стали для вас серьезной проверкой на прочность, и вы прошли ее с достоинством. Сегодня мы видим: бизнес выстоял, адаптировался и двигается вперед. Благодарю вас за открытый диалог и взаимодействие», – сказал Первый вице-премьер.

Отметив основополагающую роль малого и среднего бизнеса в российской экономике, Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина оценила динамику кредитования МСП: «Несмотря на сложности, в прошлом году не произошло кредитного сжатия, которое обычно бывает в условиях кризиса, и достаточно быстро кредитование начало восстанавливаться. После вынужденного повышения ставки до 20% приняли дополнительные меры, чтобы кредитование не остановилось, и в итоге наша оценка роста кредитов МСП 20%».

Касаясь темы поддержки МСП, Эльвира Набиуллина рассказала об успешном опыте внедрения льготных программ, регуляторных послаблений и кредитных каникул, которыми многие воспользовались, и отметила, что для дальнейшей поддержки инициатив бизнеса в развитии будут применяться как уже опробованные средства, так и те, которые находятся в проработке, в том числе, программа регуляторных стимулов, создающая выгодные условия для банков кредитовать адаптационные и технологические проекты, а также система гарантийных фондов.

Эльвира Набиуллина акцентировала внимание на предложении «ОПОРЫ РОССИИ» об отсрочках платежей по кредиту: «Мы считаем предложение сделать постоянно действующим механизм кредитных каникул разумным, в острую фазу кризиса эта мера очень важна. Здесь готовы обсуждать детали — после того, как проанализируем эту возможность».

В заключение выступления Эльвира Набиуллина рассказала о возможностях роста малого и среднего бизнеса на фондовом рынке.

Александр Калинин, комментируя выступление, заметил, что МСП получили триллион 200 миллиардов кредитов по субсидируемой ставке благодаря работе Центробанка, Минэкономразвития, Корпорации МСП и бизнес-объединений. И именно Центробанк выделил 500 млрд льготного фондирования, что позволило запустить льготные программы безотлагательно. Однако эти программы распространяются на три года, и «ОПОРА РОССИИ» просит рассмотреть возможность увеличить срок льготного кредитования до шести лет.

Эльвира Набиуллина отметила, что такие кредиты являются перспективным инструментом и Банк России рассмотрит возможность продлить сроки по льготным инвесткредитам.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов рассказал о финансовых и налоговых инструментах для повышения инвестиционной активности МСП. Ключевым вопросом он назвал возможность бюджета субсидировать более длинные, не трехлетние займы для малого бизнеса.

Силуанов объяснил, что Минфин субсидирует кредиты до 5 лет, потому что, как правило, у малого бизнеса инвестиционная фаза составляет около трех лет, а выход на операционную рентабельность — еще два года. На этот период и обеспечивается субсидирование. На вопрос об увеличении периода субсидирования до 6 или 10 лет он ответил, что перед принятием решения необходимо провести аналитическую работу и оценить, существуют ли у малого бизнеса такие длинные проекты.

Говоря о ранее направленном предложении «ОПОРЫ РОССИИ» в части увеличения порогов по УСН, глава Министерства сказал, что они готовы рассматривать увеличение порогов по основным средствам для предприятий УСН со 150 млн рублей до 200 млн рублей, если это востребовано малым бизнесом.

«Нужно, чтобы в перспективе бюджетная политика России была устойчивой и сбалансированной. Тогда инвесторы будут верить в наши заимствования, которые, соответственно, влияют на стоимость кредитов. И для малого бизнеса будут дешевые кредиты. Вот наша задача», — резюмировал он.

Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров сосредоточился на стимулах инвестиционной активности малого бизнеса и отметил, что в стране более 70% компаний — субъекты малого бизнеса, обеспечивающие пятую часть доходов бюджета.

Основное направление работы Службы – сохранение компаний и их капиталов. Для этого в прошлом году была создана Площадка по реструктуризации долга, на которой были собраны все кредиторы 2 тысячи организаций, обратившихся за помощью, 62% из них относились к малому бизнесу.

«Всего было предоставлено 670 млрд рублей рассрочек, что позволило им покрыть кассовый разрыв, продолжить работу и сохранить более 120 тысяч человек персонала. При этом на сегодня 96 копеек с каждого рубля по наступившим срокам уже поступило в бюджет, то есть погашено 592 млрд рублей. Ни один бизнес после реструктуризации не ушел в банкротство, а значит, это еще больший плюс бюджетам», — сообщил он.

Кроме того, запущенный в 2019 году «Налог на профессиональный доход» стал самым большим добровольным специальным режимом. Более 50% его пользователей ранее вели деятельность в сером поле.

Следующим этапом развития этой концепции стала разработка режима «Автоматизированной упрощенной системы налогообложения» (автоУСН). В его рамках налоги бизнесу рассчитывают налоговая и банки. При этом так называемые налоги на труд — НДФЛ и страховые взносы — включены в ставку режима. В АУСН такая модель была использована впервые. Данное решение ликвидировало интерес и выгоды занижения указанных налогов и маскировки рабочих правоотношений с сотрудниками под что-то иное.

«Это наша инвестиция, которая поможет самозанятым мягко перейти на следующий уровень — в классический малый бизнес», — подчеркнул Даниил Егоров. Если востребованность режима АУСН будет расти, пилотный проект можно распространить на заинтересованные регионы. Он также напомнил о запуске разработанного совместно с ФТС России сервиса «Офис экспортера», который упрощает бизнесу подготовку документов. В личном кабинете сразу подкачиваются необходимые таможенные декларации, а в специальном чате можно оперативно получить разъяснения возникающих вопросов.

Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф отметил, что именно финансовый рычаг движет предпринимателей к успеху и помогает им развиваться. Поэтому Сбер стремится сделать заемные средства более доступными и наращивает свою долю в кредитовании МСП. Доля кредитного портфеля Сбера в малом и среднем предпринимательстве продолжает расти и по состоянию на 1 апреля 2023 года достигла 46,9% (в 2020-м — 32,6%). Кредитный портфель банка по этому направлению также растет высокими темпами — в 1,6 раза быстрее, чем рынок в целом. На 1 января 2023 года он составил 4,4 трлн рублей. Увеличивается и доля кредитующихся субъектов малого и среднего бизнеса.

Однако, отметил спикер, доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП равна 20%. Также, для сравнения добавил он, в Китае доля МСП значительно выше — порядка 60%. Говоря о причинах, Греф заметил:

«Зачастую предприниматели не могут сориентироваться, какие меры они могут использовать, куда обращаться, процедуры сложные и так далее. Мне кажется, мы сегодня дозрели до того, чтобы пересмотреть радикально всю эту ситуацию, унифицировать меры поддержки малого и среднего бизнеса».

Заняться анализом применения мер поддержки, по мнению Президента Сбербанка, может Корпорация МСП, а дискуссионной площадкой для выработки новых механизмов выступить Форум «ОПОРЫ РОССИИ».

«Нам нужна ежеквартальная аналитика того, как работают меры поддержки малого бизнеса. Мы не должны останавливаться ни на минуту в этом вопросе. Если меры поддержки используются недобросовестными участниками, их надо закрывать. Меры поддержки, которые дают результаты, надо расширять. И, конечно, всё это надо унифицировать и автоматизировать», — резюмировал он.

Врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов к основным требованиям бизнеса отнес ускорение оформления деклараций предприятий МСП и уменьшение числа проверок.

«Это возможно, это мы делаем в рамках применения системы автоматического выпуска. Мы в прошлом году вышли на цифру порядка 30% от всех деклараций. Мы выпускаем полностью без участия инспектора. В этом году мы на этой цифре стараемся держаться, но много разных санкционных мер, поэтому автоматизация идет сложнее», — пояснил спикер.

Автовыпуск происходит в среднем за 1,7 минуты без дополнительных проверок и в настоящий момент применяется к компаниям «низкого уровня риска» — это в рамках категорирования примерно 14 тыс компаний, учитывая уполномоченных экономических операторов. Однако, малый и средний бизнес не всегда попадает в выборку по количеству деклараций.

«С одной стороны, мы подошли к исчерпанию существующей модели по автовыпуску. С другой стороны, мы действительно видим, что малый и средний бизнес в рамках налогового риск-категорирования в “низком уровне риска”, а в нашу выборку он просто не может попасть и не может воспользоваться льготой», — сказал руководитель ведомства.

В этой связи служба приняла концептуальное решение: будут определены критерии, при соблюдении которых в отношении компаний «среднего уровня риска» сможет применяться технология автоматического выпуска. Это означает выпуск за 2 минуты без участия инспектора и дополнительных проверок. В заключение спикер сказал, что обновленная концепция будет утверждена на коллегии ФТС России, которая пройдет 1 июня.

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов рассказал об основных мерах поддержки в промышленной отрасли для МСП:

«Ключевыми общесистемными механизмами по поддержке промышленности, направленными как на развитие крупного бизнеса, так и на субъекты МСП, являются льготные займы Фонда развития промышленности и Единая субсидия на НИОКР. По первому механизму у нас уже поддержано более 1300 проектов, из них треть — это субъекты МСП. Что касается субсидии на НИОКР, то с 2020 года мы поддержали более 340 инвестиционных проектов в 19 отраслях промышленности на совокупную сумму субсидии порядка 50 млрд рублей, из которых около 15% реализуют субъекты МСП».

Еще один механизм поддержки — Промышленная ипотека, которая была запущена по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. В настоящий момент поддержано 63 проекта и ожидается, что объемы финансирования помогут поддержать портфель проектов в районе 45 млрд рублей, с учетом того, что на сегодняшний день от этой суммы выделено 7 млрд рублей, преимущественно получателями выступают проекты с микрофинансированием.

Председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков на основе ретроспективных данных «Индекса Опоры RSBI» за 2020 и 2022 года, составленного совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», сообщил, что по мнению респондентов состояние бизнеса оценивается положительно:

  • Уровень налогов: в 2022 году 24% считали, что они достаточно высокие. В 2020 году — 28%;
  • Административные барьеры: в 2022 году 9% считали, что административные барьеры высокие. В 2020 — 13%;
  • Проверка надзорными органами: В 2022 году 8% опрошенных считали, что частота проверок высокая. В 2020 году — 14%.

«Отношение предпринимателей достаточно ярко выражено — это итог достаточно большой работы, которая реализовывалась, в том числе, благодаря мерам государственной поддержки», — резюмировал эксперт.

Спикер заметил, что в России достаточно много предприятий МСП. К примеру: «на 1000 человек населения в России 42,7 компаний МСП, что в целом нормально, но доля в ВВП намного меньше, чем в других странах. Вывод один: у нас много микропредприятий, которые не вносят вклад в ВВП».

По мнению эксперта, в новой Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, а также в планах, о которых говорил Первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов, в первую очередь необходимо сфокусироваться на росте компаний.

О законодательных инструментах повышения инвестиционной привлекательности МСП рассказал Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Журавлев.

«В прошлом году оперативно были приняты большие пакеты мер — и с точки зрения мораториев, и списания, и каникул. Парламент, конечно, поддерживает введение постоянных каникул для бизнеса. Ко второму чтению готовится закон о запрете плавающих ставок как для физических лиц, так и для микро- и малых предприятий. Это должно стать хорошим подспорьем на будущее. Один из уже реально действующих механизмов поддержки среднего бизнеса — региональные фонды развития промышленности», — считает Николай Журавлев.

Также Николай Журавлев отметил необходимость пересмотра критериев отнесения к сектору МСП, предложил сформировать разные критерии для разных отраслей, а также согласился, что нужно разобраться с проблемой дробления бизнеса.

Александр Калинин, в ответ на выступление Николая Журавлева, предложил прописать критерии дробления бизнеса на законодательном уровне, чтобы предприниматели понимали, за что их могут наказать.

Тему законодательных инструментов развил Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов.

«Ежедневно мы решаем огромное количество вопросов, направленных на формирование по-настоящему хорошего инвестиционного климата, во всех законопроектах есть объяснительные записки с пояснением, чем выгодно их принятие с экономической точки зрения. Эти меры способствуют росту ВВП, повышению бюджетных возможностей, однако никто не отслеживает качество принимаемых мер, все в основном следят за количеством. В качестве одного из приоритетов на 2023 год мы отметили совершенствование инвестиционного и делового климата. Несмотря на то, что мы достаточно быстро встроились в систему государственных мер поддержки, сейчас эта работа притормозилась. Поэтому предлагаем одним из основных наших приоритетов считать превращение нашего инвестиционного климата в лучший», — сказал Сергей Морозов.

Генеральный директор АО «Корпорация МСП» Александр Исаевич акцентировал внимание участников заседания на финансовых инструментах для повышения инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация МСП». Спикер отметил наличие проблем, связанных с акселерацией бизнеса и переходом их в сектор МСП+, рассказал о востребованности госпрограммы, объединяющей льготное фондирование и субсидирование процентной ставки.

С заключительным словом выступил Александр Калинин, который отметил, что экономика страны сильно зависит от предпринимательского потенциала. Общими усилиями нам удалось его существенно поднять. 80% респондентов позитивно относятся к предпринимательству в России, 25% либо уже работают либо хотят в ближайшее время свое дело. Мы изменили эмоциональный фон в стране и настрой на созидание за годы действия нацпроекта МСП. Но это и большая ответственность.

«Благодарен всем участникам дискуссии за то, что мы подняли важные вопросы финансового и налогового стимулирования инвестиционной активности малого бизнеса», — подытожил Калинин.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»