en

Новости

Экспортеры зерна просят продлить срок действия фитосанитарных сертификатов до 60 дней

Действие фитосанитарных сертификатов (ФСС) следует увеличить с 30 до 60 календарных дней с возможностью однократного продления. Такое предложение Председатель Комитета по сельскому хозяйству, Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Соколов направил замруководителя Россельхознадзора Антону Кармазину. Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей». Представитель Россельхознадзора получение документа подтвердил.


30-дневный срок действия сертификатов определен документами ЕАЭС, потребуется внесение изменений в соответствующие документы пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия Армения), сообщил представитель ведомства. Если срок заканчивается, переоформление ФСС осуществляется в соответствии с нормами ЕАЭС еще на 30 дней, уточнил он. Обращения от хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов по карантину растений государств ЕАЭС по указанному вопросу не поступали, сообщил представитель ЕЭК.

Сейчас максимальный срок действия ФСС при вывозе продукции в другие страны (учитывая одноразовое продление) составляет не более 60 дней, пишет Соколов. В таком случае велика вероятность истечения срока действия сертификата до момента прибытия груза в порты и на пограничные переходы, указывает он.

В последнее время, по словам Соколова, объем поставок зерна в Китай «кратно вырос». Импорт российской пшеницы в Китай в I квартале 2024 г. в стоимостном выражении увеличился в 11,7 раза до $15 млн, ячменя – в 8,5 раза до $60 млн, овса – в 2,7 раза до $14 млн, приводит директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров данные таможенной службы Китая. Такую динамику эксперт объясняет ростом спроса и усилиями России по диверсификации экспорта зерна.

Экспортные перевозки зерна по сети РЖД в I квартале 2024 г. увеличились на 16% в среднесуточном выражении к аналогичному периоду 2023 г., но сократились на 13% к IV кварталу 2023 г. и составили чуть более 6 млн т, сообщил «Ведомостям» представитель ИЦО (Информационный центр операторов). В октябре – декабре 2023 г. рост экспорта наблюдался по всем направлениям из-за отгрузки нового урожая, уточнил он. По словам собеседника, в I квартале этого года перевозки зерна в адрес портов Северо-Запада выросли на 92% год к году до 470 000 т, в порты Азово-Черноморского бассейна – на 7% до 3,9 млн т, а на Дальний Восток – на 33% до 490 000 т.

original-1s7k.png

РЖД в своем Телеграм-канале 12 апреля сообщала, что перевозки зерна на экспорт в I квартале увеличились год к году на 11,4% до 5,9 млн т, отправка в порты выросла на 16,2% до 3,9 млн т, а к погранпереходам – на 3,4% до 2 млн т. Из статистики следует, что на Дальний Восток основные отгрузки идут через погранпереходы: в адрес портов этого бассейна ушло только 54 000 т (рост год к году на 49,2%).

При движении грузов в восточном направлении есть «своя специфика», отмечает Соколов со ссылкой на жалобы компаний – экспортеров зерна. Доставка из Москвы до Владивостока занимает 45 суток, а вагоны какое-то время простаивают в ожидании проезда приоритетных грузов (угля, наливных топливных грузов, удобрений), уточнил он в письме. Экспортные сырьевые неэнергетические грузы, такие как зерно, имеют 11-ю очередность перевозки, рассказывает Гафаров. Это значит, что их приоритет находится на предпоследнем месте после грузов для устранения ЧС, энергоресурсов и других категорий, пояснил эксперт.

«Ситуация с вагонами-зерновозами оставалась напряженной в январе – феврале из-за высокого оборота, в марте положение немного улучшилось», – отмечает представитель ИЦО. По его словам, в декабре 2023 г. показатель оборота парка составлял 27,7 суток. В январе – феврале 2024 г. отметка выросла на 12 ч, а в марте вернулась на прежний уровень.

РЖД выполняет свои обязательства по перевозке зерновых грузов, сроки доставки исчисляются исходя из правил, утвержденных Минтрансом, заявил «Ведомостям» представитель компании. При перевозке на расстояние свыше 5000 км норма суточного пробега вагона – более 400 км, т. е. речи о 45 днях в пути от Москвы до Владивостока не идет, уверяет он.

Трейдерам сложно укладываться в актуальные сроки действия ФСС на продукцию, которую они экспортируют сухопутным путем (с помощью вагонов), подтвердил «Ведомостям» генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Следовательно, увеличение срока поможет сократить издержки для таких компаний («Степь» к ним не относится. – «Ведомости»), уточняет он. С Недужко соглашается Гафаров, который отмечает, что участники рынка сталкиваются с дополнительными расходами в связи с необходимостью повторного получения ФСС из-за растущих сроков транспортировки.

Переоформление сертификата занимает дополнительные 15–20 суток и приводит к начислению штрафных санкций со стороны собственников вагонов в адрес экспортеров за сверхнормативный простой и нарушению обязательств перед китайскими партнерами, писал Соколов.

Основными регионами отгрузки экспортного зерна в Китай представитель РЖД называет регионы Сибири и Дальнего Востока – Красноярский, Алтайский, Приморский и Забайкальский края, а также Амурскую, Новосибирскую, Омскую, Иркутскую и Кемеровскую области. Простой вагонов с зерном в пути может происходить по причине неготовности приема груза терминалом, портом либо железной дорогой сопредельной стороны – в данном случае Китая, указывает он.

Гафаров сомневается, что инициатива «ОПОРЫ РОССИИ» (объединяет малый и средний бизнес) будет поддержана, так как такие компании составляют небольшой объем российского рынка. Но если проблема также затрагивает крупных экспортеров, то шансы на ее поддержку повышаются, резюмировал он. Крупные экспортеры зерна ТД «Риф», «Грейн гейтс», «Астон», «ОЗК трейдинг» на запросы не ответили.

Источник: «Ведомости»

Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»