Защита бизнеса и укрепление деловых связей с КНР — итоги второго дня деловой программы «ОПОРЫ РОССИИ» на ВЭФ-2023
Во Владивостоке продолжает работу VIII Восточный экономический форум. В ходе второго дня деловой программы представители «ОПОРЫ РОССИИ» приняли участие в дискуссионной сессии «Защищенный бизнес как основа устойчивого развития экономики» и бизнес-диалоге «Россия-Китай». Подробнее — в нашем материале.
Сессия «Защищенный бизнес как основа устойчивого развития экономики»
Стабильность и предсказуемость нормативного регулирования предпринимательской деятельности стали центральными вопросами сессии. Представители контрольных органов, государственной власти и бизнеса обсудили особенности формирования благоприятного делового климата, дополнительные механизмы защиты прав предпринимателей и выяснили, как выстроить конструктивное взаимодействие с иностранными партнерами, а также обеспечить защиту капиталовложений. Промодерировал сессию теле- и радиоведущий, российский журналист Петр Марченко.
Открыл работу мероприятия Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов. В своем выступлении глава надзорного ведомства отметил, что одна из важнейших задач прокуратуры — своевременное устранение недостатков, имеющихся в нормативно-правовой базе.
«В первом полугодии по требованиям прокуроров только в ДФО обременительные обязанности и избыточные требования исключены из более, чем 1,3 тыс. нормативно-правовых актов», — отметил он.
В результате такой деятельности решаются конкретные задачи бизнеса и, главное, преодолеваются системные проблемы, которые мешают развитию Дальнего Востока. К примеру, в ходе проводимых проверок представители ведомства обнаружили многочисленные факты необоснованных отказов в предоставлении предпринимателям разрешений на автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Для решения проблемы было инициировано принятие федерального закона № 172-ФЗ от 28 апреля 2023 года, который вступает в силу 1 марта 2024 года. Так, теперь весь комплекс действий получения перевозчиками необходимых документов будет осуществляться в режиме «единого окна» посредством создания специально созданной для этого информационной системы, отметил Краснов.
Также надзорными средствами обеспечено исполнение мероприятий по строительству, реконструкции и техническому перевооружению 26 соответствующих объектов. Но если трудности подобного рода в большей степени характерны для приграничных территорий, то проблемы непрозрачных и завышенных тарифов на рынке энергоресурсов, отказов в подключении к сетям являются острыми для бизнеса в абсолютном большинстве регионов страны.
«О них я нередко слышу в ходе личных приемов предпринимателей, вижу в поступающих в Генеральную прокуратуру обращениях», — акцентировал внимание Краснов.
В результате Федеральной антимонопольной службе предложено организовать дополнительные мероприятия по прогнозированию тарифов на энергоресурсы, обеспечить равный доступ потребителей к сетям и услугам. Эта проблема в значительной степени затрагивает интересы малого и среднего бизнеса.
Также в своем выступлении Генеральный прокурор затронул тему оборота водных биологических ресурсов, который представляет особый интерес для предпринимателей Дальнего Востока. В ходе надзорных мероприятий прокурорами выявлены существенные недостатки в работе информационных систем в области рыболовства и ветеринарии: «Действующий механизм обмена информацией не позволял отследить весь путь биоресурсов от вылова до конечного потребителя. Указанное, в свою очередь, создавало благоприятные условия для браконьерства, выпуска контрафактной продукции, развития так называемого “черного рынка” в ущерб интересам легальных рыбопромышленных предприятий».
Так, Росрыболовством и Россельхознадзором уже организована работа по синхронизации систем мониторинга оборота рыбной продукции и выдачи ветеринарных разрешений.
Помимо этого Игорь Краснов отметил, что в ежедневном режиме продолжаются проверки соблюдения установленных ограничений контрольной деятельности, как основного инструмента снижения административного давления на бизнес. В результате, только в Дальневосточном федеральном округе на текущий год отклонено 3/4 (73%) предложений проверяющих органов при согласовании как плановых проверок, так и внеплановых мероприятий.
Надзорное ведомство продолжит и в дальнейшем принципиально подходить к даче санкций на проверки бизнеса. То же касается и необоснованного завышения органами контроля индикаторов риска.
Вместе с тем ускоренный экономический рост на Дальнем Востоке зависит не только от снижения административного давления на бизнес.
«Мы понимаем, что данный процесс невозможен без квалифицированных рабочих кадров. А для их привлечения необходимы жилье и в целом развитая социальная инфраструктура. В этой связи я дал прокурорам поручение оценить ее соответствие имеющимся и прогнозируемым потребностям, а также соблюдение требований законодательства при строительстве, ремонте объектов, целевое расходование затраченных на это бюджетных средств», — заявил Генеральный прокурор.
Также в рамках надзора за исполнением законов в ходе реализации национальных проектов повышенное внимание будет и дальше уделяться вопросам доступности образования, медицинских, социальных услуг, поддержки туристической сферы, развития культурных комплексов.
О снижении количества проверок бизнеса со стороны контролирующих органов рассказал Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Министерство постоянно ищет баланс, чтобы нивелировать потенциально негативные последствия и снизить административное давление на бизнес. Подводя основные итоги реформы, он подчеркнул, что в 2022 году проведено 339 тыс. проверок, что в пять раз ниже, чем в 2019 году. В 2023 году количество проверок снизилось еще на 15%. Немаловажно, что при такой тенденции количество происшествий на предприятиях не выросло, а нагрузка на бизнес при этом снизилась.
«По Единому реестру контрольных мероприятий заметно, что только треть проверок — это реальные проверки бизнеса. Одна треть — это проверки Государственного строительного надзора, а еще треть — это проверки социальных объектов. При этом, на федеральном уровне заработал реестр обязательных требований, а также планируется создать реестр инцидентов, в котором будет фиксироваться информация о происшествиях. Она будет учитываться при определении категории риска объекта», — рассказал Максим Решетников.
Второе направление, в котором активно работает Минэкономразвития — это замещение проверок профилактикой. Впервые по прошлому году число профилактических визитов превысило число проверок: в прошлом году было проведено 560 тыс. профилактических визитов, а в этом уже более 700 тыс. При этом, в прошлом году был внедрен ряд новаций. В первую очередь — переход на новый формат безопасности социальных объектов, когда проверяющий орган приходит в формате профилактического визита с последующими предписаниями. Данная система была апробирована на детских садах и школах, а в этом году предлагается адаптировать систему под больницы и детские дома.
Третье направление — это развитие обратной связи. В частности, заработал механизм досудебного обжалования, к которому подключились муниципалитеты и регионы в прошлом году. Ведомство получило 9 тыс. обращений, 40% из них — это жалобы. Статистика показывает, что треть жалоб удовлетворяется, также удовлетворяется 80% запросов на продление предписаний.
Кроме того, Министерство продолжает работать в рамках риск-ориентированного подхода. Также ведомство активно внедряет индикаторы риска, чтобы на основе этого проводить проверки. В настоящий момент 150 индикаторов согласовано.
Говоря о работе с МСП, Министр подчеркнул, что задача ведомства — распространять практики, которые вводились для малого бизнеса на средний и крупный бизнес, поскольку малые предприятия — это основа экономики.
На сокращение теневого сектора российской экономики обратил внимание Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов. По мнению бизнес-омбудсмена, теневой сектор российской экономики сокращается благодаря проводимой политике государства.
«Теневой сектор, конечно, сейчас существует, но сегодня он контролируем. Мы видим, что многие решения со стороны государства привели к тому, что теневой сектор резко сократился. Та же контрольно-надзорная реформа, снижение налоговой нагрузки, режим самозанятости и т. д. Все это привело к выводу из тени большого количества субъектов предпринимательской деятельности в разных отраслях. Поэтому есть позитивные тенденции в этом смысле», — отметил Титов.
Но, по словам омбудсмена, по-прежнему вызывает опасение тема, связанная с возбуждением уголовных дел в отношении предпринимателей.
«Пока на тех же уровнях, даже с небольшим превышением идут возбуждения уголовных дел против предпринимателей по экономическим статьям. Это по-прежнему является проблемой», — сказал он.
Кроме того, Титов обратил внимание на существенное снижение задолженности государственных заказчиков перед подрядчиками. Если в начале работы этой инициативы задолженность составляла более 100 млрд рублей, то на сегодняшний день она сократилась до минимальных значений.
В своем выступлении Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин отметил, что бизнес чувствует снижение административного давления и сосредоточился на предложениях малого бизнеса по либерализации законодательства.
Глава делового объединения отметил, что Генеральная прокуратура проводит большую работу по защите законных прав и интересов предпринимателей, и особенно — малого и среднего бизнеса, чью роль не единожды отмечали не только в России, но и мировой экономике: «Статус работы с предпринимателями был поднят до уровня заместителя прокурора региона — это было системное решение. На уровне регионов мы видим, что все прокуроры регионов сегодня уделяют значительное время защите прав предпринимателей. Генеральный прокурор лично при объезде регионов проводит встречи с бизнесом, после этого все жалобы предпринимателей ставятся на контроль».
Немаловажно и то, что надзорное ведомство оперативно реагирует на жалобы бизнеса и инициирует изменения в правовом поле. К примеру, в прошлом году было принято решение о дифференцировании штрафов для малого бизнеса, с чем с 2015 года выступали «ОПОРА РОССИИ» и Минэкономразвития.
Говоря о нынешних проблемах бизнеса, Александр Калинин отметил два пункта: снижение административных барьеров в миграционной политике и добыче водно-биологических ресурсов.
На сегодняшний день бизнес сталкивается с недостатком трудовых мигрантов из-за рубежа — порядка 1 млн мигрантов. По мнению Главы бизнес-объединения, в России нет столько трудовых ресурсов, особенно, учитывая динамичное развитие Дальнего Востока.
Кроме того, отметил Калинин, изменение регуляторики по данному вопросу также поддержали в Министерстве внутренних дел Российской Федерации — об этом на сессии «ОПОРЫ РОССИИ» в рамках VIII Восточного экономического форума говорил Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник полиции Александр Горовой.
Также в рамках сессии выступили аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, генеральный директор АНО «Платформа ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко, Генеральный прокурор Королевства Таиланд Нари Тантасатиен, Министр по правовым вопросам, Генеральный прокурор Республики Союз Мьянма Тида У, а также Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Бизнес-диалог «Россия-Китай»
В основу обсуждения легли вопросы дальнейшего развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с учетом взаимных интересов двух стран, раскрытие новых возможностей в области логистики, финансов и других сферах для содействия диверсификации и оптимизации структуры российско-китайского торгово-экономического взаимодействия. Модераторами дискуссии выступили Председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь и и.о. директора Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов.
«ОПОРУ РОССИИ» в рамках двустороннего диалога представили Глава Организации Александр Калинин и Представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Пекине и северных регионах Китая, руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Александр Зайнигабдинов.
В своем выступлении Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин дал оценку развитию МСП в России и Китае, а также обозначил предложения бизнес-объединения по укреплению двустороннего взаимодействия.
«Малые и средние предприятия динамично развиваются на территории КНР — эти компании обеспечивают более 50% налоговых поступлений в госбюджет, 60% вклада в ВВП страны, 70% технологических инноваций, 80% занятости в городах», – рассказал спикер.
В России, в том числе в ДФО, МСП также активно развиваются и вклад в экономику страны также растет — это, в частности, обуславливается тем, что государство совершает большой разворот с западных рынков на восточные, а главным бенефициаром являются Дальний восток и КНР.
Переходя к оценке торговых потоков между странами, спикер отметил, что по данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот двух стран в 2022 году увеличился на 29,3%, достигнув 190,27 млрд долларов — это рекордный показатель для двух стран за все время сотрудничества.
Импорт из России в КНР за это время возрос на 43,4% — до 114,15 млрд долларов, а экспорт из Китая в РФ увеличился на чуть более 12% и составил 76,12 млрд долларов. На долю РФ пришлось 3% совокупного внешнеторгового оборота Китая. Причем, товарооборот Китая со странами ЕС снизился на 7,8%, а США — на 14,5%. Таким образом, товарооборот между Россией и Китаем — это образец взаимовыгодного сотрудничества, который уважает интересы обеих стран.
«Мы в “ОПОРЕ РОССИИ” фиксируем взаимный большой интерес малых предприятий. У нас налажены тесные взаимодействия с КНР. В различных регионах Китая работают 7 представителей бизнес-объединения. После снятия ковидных ограничений “ОПОРА РОССИИ” была первой организацией, которая организовала бизнес-миссию в провинции Шаньдун и Хэйлунцзян. Через несколько дней большая делегация предпринимателей “ОПОРЫ” отправляется в бизнес-миссию в Шанхай и города провинции Чжэцзян. Такой формат взаимодействия как бизнес-миссии — это не только знакомство с культурой ведения бизнеса, но и поиск дальнейших партнеров для развития своих бизнесов», — отметил он.
В завершение своего выступления Президент делового объединения отметил, что для дальнейшего усиления сотрудничества необходимо создать цифровую платформу для китайских и российских предпринимателей с целью установления В2В-контактов и поиска необходимой информации.
«Еще одно предложение – чтобы карты Unionpay российских банков принимались платежными системами Китая, например Alipay и WeChat Pay. Кроме того, необходимо расширять географию и отраслевой разрез двустороннего сотрудничества», — резюмировал Калинин.
Представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Пекине и северных регионах Китая, руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Александр Зайнигабдинов, опираясь на собственный опыт работы с китайскими партнерами, обозначил препоны в работе с инвесторами из Поднебесной.
Одна из основных проблем — это доступ к правосудию. Между Россией и Китаем действует договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 1992 года, который на данном этапе не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.
«Договор устроен так, что решения российского арбитражного суда не исполнимы в Китае, а решения китайского народного суда не исполнимы в России — это подкрепляется статистикой правовых баз», — объяснил спикер.
Вторая проблема касается внутренней российской регуляторики в части миграционного законодательства, а именно — сложности с получением разрешения на работу иностранному инвестору, который планирует возглавить компанию. Спикер акцентировал внимание на том, что ситуация длительное время обсуждается в России и в качестве возможных решений Александр Зайнигабдинов предложил предусмотреть упрощенный режим получения разрешения на работу для резидентов национальных и международных территорий опережающего развития или установить значительный порог оплачиваемого уставного капитала, который будет подъемным для китайских инвесторов, а для представителей других стран, в отношении которых Россия проводит консервативную миграционную политику, будет барьером.
Модерируя российско-китайский бизнес-диалог, Председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь отметил, что за первые полгода товарооборот между двумя странами превысил 155 млрд долларов — это гарантирует выполнение намеченных планов, а также стимулирует торгово-экономическое сотрудничество.
Алексей Маслов в свою очередь обратил внимание на стремительное развитие торговых отношений между двумя государствами. Также, по его мнению, в нынешних реалиях очень важно сосредоточиться на развитии взаимных инвестиций и их облегчении, налаживании сотрудничества с разными регионами Китая и России, привлечении под значимые проекты на ДФО китайских инвесторов и обеспечении роста совместной торговли.
Кроме того, Маслов отметил, что на данном этапе развивается сотрудничество, как минимум, в 6-7 областях. На российских территориях успешно работают более 8 тыс. китайских компаний, но значительно меньше представлено российских компаний в Китае. Такое положение дел открывает новые возможности для взаимодействия.
Общую характеристику российско-китайским отношениям в ходе своего видеобращения дал Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
По словам Чекункова, Китай — крупный стратегический партнер России на Дальнем Востоке, сотрудничество с которым расширяется и в части импорта, и в части экспорта. Так, в первом полугодии двусторонний товарооборот увеличился на треть. Существенный вклад в такую динамику вносят проекты, которые реализуются на территории ДФО. В частности, растет грузооборот, увеличиваются объемы транспортировки грузов в обе стороны, запуск движения по мосту Благовещенск — Хэйхэ позволяет нарастить товарооборот до 1 млн тонн грузов в год, а грузопоток по железнодорожному мосту Нижнеленинское — Тунцзян на первом этапе составит более 5 млн тонн в год. Кроме того, введен в эксплуатацию зерновой терминал в Забайкальском крае, который стал отправной точкой сотрудничества в агропромышленном комплексе.