en

Новости

В России выросли спрос и цены на речные круизы

Считаные дни остаются до старта речной навигации в России. Рост спроса на внутренний туризм добрался и до круизов на теплоходах, из-за чего цены на этот вид отдыха поднялись на 10-12%. Пока развитие отрасли сдерживает устаревший парк судов и наследие многолетнего застоя, но к 2035 году емкость рынка речных круизов удвоится. О том, что необходимо для успешного развития отрасли, рассказала член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по инфраструктуре и земельно-имущественным отношениям, заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по туризму, глава компании «Природный Кодекс» Марина Ненарокова.


Почему растут цены

Цены на речные круизы в 2024 году в среднем вырастут на 10-12%, таков прогноз Ассоциации туроператоров России (АТОР). Причина заключается в повышении спроса, а также издержек организаторов отдыха, объяснил aif.ru вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. Только на майские праздники востребованность туров среди россиян уже превысила прошлогодние показатели более чем на 20%.

«Самые дешевые речные круизы начинаются от 5-6 тыс. руб. на человека в день, это будут в основном старые теплоходы, простые каюты и скромная развлекательная программа. По верхней границе сказать сложнее, новых судов пока мало, и там ценник может быть в разы выше», — рассказал эксперт. Самой дорогой поездкой в России в прошлом году стал речной круиз по Сибири на 11 человек за 6,5 млн рублей.

Сейчас туристов возят около сотни двух-, трех- и четырехпалубных круизных судов, построенных еще в СССР. Их средний возраст превышает 47 лет, однако это далеко не предел, говорит Ромашкин. Сам корпус судна при должном уходе может прослужить 70-80 лет и более. При этом двигатель и другое оборудование, а также предметы обстановки можно заменить на современные — так судовладельцы и поступают.

«Есть суда, которые прошли модернизацию, и внутри — как хороший пятизвездочный отель. Также строятся новые, они роскошно смотрятся и снаружи тоже. Но практика показывает, что главное в круизе — все-таки не места размещения, а впечатления. То есть качество организации отдыха, работа экипажа и набор развлечений для потребителя важнее. Никто не сидит весь круиз в каюте», — отметил представитель АТОР.

Плюсы речных круизов

Главный плюс речных круизов заключается в возможности сочетать комфортное созерцание природных красот с насыщенными экскурсиями по прибрежным городам. Это дает новые впечатления, которые сильно отличаются от приевшегося многим людям пляжного отдыха.

Еще один плюс — гибкость по сроку и цене. Нормальная длительность круиза составляет от 3 до 19 дней, хотя самый большой спрос россияне предъявляют на 5-7 дневные путешествия.

Среди самых популярных направлений — из Москвы по окрестностям, в Санкт-Петербург и обратно, а также по Волге с остановками в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре или Волгограде, где много достопримечательностей. Примерно 1,5 тыс. речных круизов начинаются в Москве, а еще 600 — в Петербурге, привел цифры Ромашкин. Жителям этих мегаполисов не придется далеко ехать.

«Есть уникальные маршруты, в том числе очень впечатляющие круизы по Енисею, особенно с экскурсиями на вертолете по красотам Сибири, включая плато Путорана. Бывают совершенно потрясающие дальневосточные круизы вдоль Курильской гряды, и даже к северному полюсу на атомном ледоколе. Правда, все это дорого, из-за чего их сложно отнести к массовому сегменту», — добавил вице-президент АТОР.

Минусы речных круизов

Речные круизы подойдут не всем людям, считает путешественница Татьяна Ермолина. У такого отдыха довольно много минусов, причем некоторые из них, например, плохая погода, заранее не прогнозируются. В ливень или туман ни видами не полюбуешься, ни достопримечательности не посмотришь, а деньги на этом основании никто не вернет.

«Есть очевидный минус — на теплоходе качает, и некоторых людей сильно укачивает. Другой, столь же очевидный — цена, это не самый бюджетный вид отдыха. Правда, круиз можно оплатить в рассрочку. Плюс бывают небольшие скидки за раннее бронирование, пенсионерам, силовикам и молодоженам, а также горящие туры перед самым отправлением, если остались свободные каюты», — рассказала Ермолина.

По ее словам, еще одна сложность с круизом может быть связана с отправлением или прибытием судна в неподходящий город. Бывают кольцевые круизы, которые заканчиваются там же, где и начинались, а бывают линейные. Туристу придется далеко ехать либо в начальную, либо в конечную точку маршрута наземным транспортом за свой счет.

«Если брать бюджетные круизы, то все суда там старые. Попадаешь как будто в прошлый век. Конечно, приятно смотреть на природу и ходить на экскурсии во время остановок, но само судно не вызывает восторга. К тому же в каютах бывает плохая шумоизоляция. И еще одна особенность: на речных круизах очень много пожилых людей. Музыка и развлечения рассчитаны под вкусы возрастной аудитории», — заметила Татьяна Ермолина.

Когда турпоток удвоится

Речные круизы станут гораздо популярнее у россиян, когда властям и бизнесу удастся решить три проблемы — обновление парка теплоходов силами отечественных верфей, реконструкция мест остановки и упрощение регулирования отрасли, рассказала член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по инфраструктуре и земельно-имущественным отношениям, заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по туризму, глава компании «Природный Кодекс» Марина Ненарокова.

«Во-первых, нужны новые современные суда, а они строятся долго и дорого. Для обновления парка требуются очень крупные инвестиции. Но одновременно это рабочие места и вклад в развитие экономики. Во-вторых, речные круизы работают в тесной связке с прибрежной инфраструктурой, она устарела и нуждается в обновлении. Чтобы туристы могли выйти на красивый причал, сходить на экскурсии, хорошо поесть и так далее. Это тоже требует больших вложений», — объяснила Марина Ненарокова.

Что касается регулирования, то сейчас участники отрасли имеют дело с огромной устаревшей нормативно-правовой базой. Она нуждается в трансформации ради улучшения делового климата, добавила Марина Ненарокова. По всем трем направлениям ведется активная работа, однако ждать быстрого решения проблем, которые копились десятилетиями, в 2024 году не приходится, заключила эксперт.

Источник: Аргументы и факты

Фото: Kandinsky

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»