Особенности деятельности антикризисного управляющего в процедурах трансграничного банкротства: вызовы и перспективы
Заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовому оздоровлению и банкротству Анастасия Каверзина выступила в Минске с докладом на тему «Особенности деятельности антикризисного управляющего в процедурах трансграничного банкротства» в рамках II Юридического бизнес-форума.
«Системное регулирование трансграничных банкротств становится краеугольным камнем устойчивого экономического взаимодействия между государствами и защиты добросовестных участников международной торговли. На фоне экономических коллизий, которые связаны с воздействием внешней среды, растёт значение антикризисных управляющих как ключевых фигур в процедурах трансграничной несостоятельности. При этом отсутствие эффективного механизма признания и взаимодействия с иностранными управляющими в странах СНГ остаётся серьёзным препятствием для интеграции рынков и свободного движения капитала», – сказала в своем вступительном слове на форуме Анастасия Каверзина.
Несмотря на развитие локальной правоприменительной практики, в национальных законодательствах большинства стран СНГ по-прежнему нет комплексного регулирования трансграничной несостоятельности, что порождает риски для бизнеса и препятствует защите прав кредиторов.
По мнению заместителя Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» Анастасии Каверзиной, антикризисный управляющий сегодня – это центральная фигура в банкротных процедурах и при переходе к международному уровню встает вопрос о признании полномочий управляющего в иностранных юрисдикциях: «Мы наблюдаем множество коллизий, связанных с различиями в правовых системах».
В мировой практике сформировались две основные модели признания полномочий иностранного управляющего:
– Применение права страны открытия процедуры (lex fori concursus) – модель, обеспечивающая единство правового режима на всей территории признания.
– Судебное подтверждение полномочий на основе национального права признающего государства – модель, требующая адаптации полномочий к внутреннему законодательству.
Каждый из подходов имеет преимущества и ограничения. Первый позволяет действовать быстрее, но требует установления содержания иностранного права. Второй обеспечивает большую защиту национальных интересов, но усложняет взаимодействие и требует частого обращения в суды.
В своем выступлении Анастасия Каверзина предложила участникам форума следующие действия, которые необходимо выполнить, чтобы преодолеть существующие барьеры:
1. Законодательно закрепить процедуры признания иностранных банкротств и полномочий управляющих.
2. Установить правила взаимодействия между параллельными производствами в разных странах.
3. Внедрить механизмы заключения соглашений о трансграничной несостоятельности для координации действий судов и управляющих.
4. Обеспечить защиту прав кредиторов и прозрачность процедур в трансграничной среде.
Без оперативного принятия решений страны рискуют усилить правовую фрагментацию, увеличить потери бизнеса и затормозить развитие общего экономического пространства.
«Эффективная трансграничная несостоятельность – это не только гарантия справедливости для участников оборота, но и стратегический ресурс для укрепления конкурентоспособности национальных экономик на глобальной арене», – сказала Анастасия Каверзина.
В настоящее время ведётся разработка модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» на площадке Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). Анастасия Каверзина входит в состав рабочей группы по подготовке данного документа.