en

Новости

Марк Геллер представил в Совете Федерации концепцию сбалансированной системы требований к управляющим компаниям

20 ноября в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Совершенствование системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами: законодательные новации и практика применения». Мероприятие организовано Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. С ключевым докладом «О формировании системы обязательных и добровольных требований к управляющим организациям и к их деятельности» выступил Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству Марк Геллер. В своем выступлении эксперт обозначил системный дисбаланс в регулировании отрасли ЖКХ.


Марк Геллер подчеркнул, что действующая система регулирования страдает серьезным дисбалансом: при наличии более тысячи обязательных требований к деятельности управляющих организаций, практически отсутствуют критерии к самим компаниям.

Эксперт отметил, что современная модель лицензирования основана на формальном подходе, когда допуск на рынок осуществляется без оценки реального профессионального уровня организации, квалификации специалистов и наличия материально-технической базы. При этом существующая система нормативных актов, регулирующих деятельность УК, остро нуждается в оптимизации в рамках «регуляторной гильотины».

Особое внимание в докладе эксперт уделил огромному массиву устаревших и противоречивых нормативных актов, регулирующих деятельность управляющих компаний. Марк Геллер указал, что, помимо ключевых документов, таких как Постановления Правительства № 290, № 491 и № 416, обязательные требования содержатся в десятках других актов, включая устаревшие правила Госстроя СССР.

«Подобный подход, выражающийся в непоследовательности нормативного правового регулирования, неминуемо ведет к возникновению пробелов и юридических коллизий. Целью “регуляторной гильотины” является пересмотр и оптимизация этой системы, упразднение устаревших, избыточных и дублирующих норм. Обязательными должны остаться только те требования, которые необходимы для обеспечения безопасности», — пояснил Марк Геллер.

Спикер подчеркнул, что данный подход уже был положен в основу Концепции реформирования рынка управления МКД, разработанной Фондом развития территорий совместно с экспертным сообществом. В настоящее время ведется совместная работа по подготовке соответствующих проектов нормативно-правовых актов, включающих корректировку Жилищного кодекса РФ и разработку трех базовых стандартов управления МКД. Принятие этих стандартов позволит упразднить весь набор действующих устаревших и противоречивых правил.

В качестве системного решения была предложена концепция разделения требований к управляющим организациям и требований к их деятельности. Для самих компаний предлагается ввести обязательные критерии, включающие наличие аварийно-спасательной службы, профильных специалистов с подтвержденной квалификацией в системе НОК и необходимой материально-технической базы.

Что касается деятельности УК, то предлагается сформировать единый перечень обязательных работ и услуг, утвержденный одним постановлением Правительства, с установлением минимального размера платы за содержание исходя из этого перечня.

«Мы предлагаем разграничить понятия “требования к управляющей организации” и “требования к деятельности управляющей организации”. Это основа для построения сбалансированной системы», — отметил Марк Геллер.

Особое внимание в докладе Марк Геллер уделили развитию системы саморегулируемых организаций: «Если добровольно член СРО принимает на себя определенные дополнительные обязательства по стандартам своей деятельности, то имеет смысл, чтобы СРО действительно тогда разделяла с ним ответственность и защищала его интересы».

Экспертами предлагается закрепить на федеральном уровне полномочия СРО по разработке стандартов деятельности и проведению контрольных мероприятий. Это позволит органам государственного жилищного надзора (ГЖН) сосредоточиться на проверке фактического состояния общего имущества, а не на контроле за выполнением сотен формальных требований. Ключевым фактором при этом является заинтересованность СРО в профилактике нарушений, поскольку в случае причинения УО вреда СРО обеспечивает реализацию мер финансовой ответственности.

«Развитие системы СРО позволит создать эффективное государственно-частное партнерство в жилищной сфере. С одной стороны, СРО станут реальным помощником органам ГЖН, а с другой — эффективными “профсоюзами” для своих членов, защищающими их права», — резюмировал Марк Геллер.

В заключение эксперт указал, что предлагаемые изменения позволят создать сбалансированную систему регулирования, повысить качество управления многоквартирными домами и обеспечить защиту прав собственников жилья. Отдельно спикер обратил внимание на необходимость распространить аналогичные законодательные совершенствования на ТСЖ и ЖСК, поскольку около 40% жилищного фонда России остается вне зоны внимания регулятора.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»