en

Новости

Илона Горшенева-Долунц: «Практические знания — это то, чем стоит делиться»

Как выйти на китайский рынок? С какими трудностями сталкиваются предприниматели, начинающие экспортировать на Восток? Почему важно учитывать культурные особенности жителей страны экспорта? Это лишь малая часть вопросов, которые затронула представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в КНР (провинция Гуандун) Илона Горшенева-Долунц в своем выступлении на заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям. Мероприятие состоялось в рамках Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА», который прошел 29-30 июня в Рязани.


Цифры

Жители Китая составляют 22% населения всей Земли, при этом сама страна занимает всего 7% суши. На данном этапе общий объем потребления еды и напитков в Китае более 1 трлн долларов в год. Это огромный потенциал. По данным Минсельхоза, в 2022 году наш агроэкспорт в Китай вырос на 44%. При всем этом наша доля в китайском импорте всего 2%, из них 60% — это морепродукты и морская рыба. Все остальное поставляют Бразилия, Индонезия, Канада, Австралия и прочие.

Экономика потребления

Экономическая география Китая очень разнообразна. Северные провинции знают нас, заинтересованы в сотрудничестве, потому что у нас единая граница. Там много сделано для взаимодействия с Россией: создаются логистические центры и бондовые зоны, банки более лояльны к переводам. Югу Китая кажется, что логистически удобнее получать продукцию из США, Австралии. С Россией они практически не взаимодействуют.

Помимо логистики, существуют различия в традициях потребления. Например, на Севере популярно классическое в нашем понимании мороженое. На Юге же едят мороженое с горохом, кукурузой и другими непривычными для нас добавками. Север Китая потребляет лапшу из рисовой и пшеничной муки, а основа южного рациона — рис. Пшеничная продукция занимает там гораздо меньший процент потребления. Свинина также пользуется спросом не во всех регионах. Есть мусульманские Синьцзян и Хэфэй, где свинину не едят. Рапсовое масло хорошо покупают в Сычуане, потому что там традиционно готовят на нем.

Возможные трудности

Во-первых, это подготовка самих российских экспортеров. В России понимание, что такое экспорт, находится на очень низком уровне. Поэтому сейчас идет комплексная работа по расширению компетенций предпринимателей в области экспорта.

Во-вторых, необходимо адаптировать нашу продукцию для китайского рынка. Не вся российская продукция готова к выводу на рынок Китая. Например, поставлять сыровяленую колбасу, которую мы производим для своего рынка, бессмысленно. Не зайдет. Вот если сахара добавить, тогда да, вкус для местных потребителей будет привычным.

Также нужно заниматься популяризацией, постепенно знакомить рынок со своей продукцией. Удачный пример — молочка, которая раньше была совершенно непопулярна в Китае. Сейчас молочных продуктов в Китай завозится на 135 млрд долларов в год. На 49% потребление выросло с 2018 года.

Еще трудность в бюрократии. Проволочки существуют как со стороны России, так и в Китае. В этом плане наши страны очень похожи.

Гуаньси — основа отношений в Китае

Слово «гуаньси», как мне кажется, уже и в английском языке стало популярным. Заведение связей! Если ты не завел нужные контакты в Китае, будет сложно заниматься экспортом. Там очень много тонких моментов, учитывать которые обязательно. Поэтому нужно общаться, принимать участие в их акселераторах и бизнес-коучингах, возможно, открывать там офис.

Что поставлять

Сейчас основу экспорта в Китай составляет морская рыба и морепродукты. Также есть спрос на пшеницу, мед, крупы (особенно на зеленую гречку), замороженное куриное мясо и лапки. Это большой деликатес, который они покупают в огромном количестве. Другие продукты питания требуют популяризации на рынке, но все возможно. Помним пример молочной продукции.

Чем могу помочь

Основная моя компетенция в том, что я 12 лет живу в Китае и знаю рынок изнутри — и поэтому понимаю, как продукт будет выглядеть для китайцев. Знаю запросы, что нужно сделать для того, чтобы китайцы приняли и поняли нашу продукцию, и тем самым увеличить добавленную стоимость экспорта. Мы адаптируем и продвигаем много брендированной продукции.

Если необходимо, контакты для связи с Илоной Горшеневой-Долунц можно уточнить в Комитете «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»