en

Новости

23 Декабря 2025

Самозанятые предложили повысить лимит доходов и разрешить нанимать сотрудников

Налог на профессиональный доход (НПД) мог бы стать более привлекательным режимом, если бы лимит доходов для пользования им вырос. Такое мнение высказали 47,7% участников опроса, проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» в октябре 2025 г. В среднем опрошенные считают необходимым увеличить порог до 3,6 млн руб. с текущих 2,4 млн руб. Проблема особенно усилилась в последнее время, когда в силу инфляции происходит рост стоимости расходных материалов, услуг и аренды недвижимости, поясняют опрошенные.


В опросе приняли участие 1595 респондентов, из которых 52,9% составили самозанятые, 18,3% — индивидуальные предприниматели (ИП) на упрощенной системе налогообложения, 15,1% — ИП на НПД, а 13,7% — юридические лица. В опросе приняли участие предприниматели из 82 субъектов России. Основной вид деятельности участников исследования — консалтинговые услуги по различным направлениям (половина опрошенных), сдача квартир внаем (11,2%), образовательные услуги (8,3%).

На 2-м месте по приоритетности необходимых изменений респонденты назвали появление у самозанятых социальных и пенсионных гарантий (41,3% опрошенных; опрос предполагал возможность множественного выбора). Причем опрашиваемые утверждают, что потенциально готовы уплачивать взносы в минимальном объеме для постепенного увеличения пенсионных накоплений, а также получения возможности брать больничный или отпуск по уходу за ребенком или родственником.

Кроме того, респонденты хотели бы иметь возможность учитывать расходы при расчете налоговой базы, что сблизило бы режим НПД с упрощенной системой налогообложения. Такой ответ дали 20,3% опрошенных. Также самозанятые хотели бы иметь возможность нанимать сотрудников и совмещать НПД с другими режимами (по 18,2% голосов).

Участники исследования перечислили и другие возможные варианты корректировок, например уменьшение налоговых ставок (16,4%), повышение осведомленности самозанятых о возможностях режима и разрешение на перепродажу товаров (по 13,2%), а также возможность заранее платить налог (9%). Сейчас самозанятые уплачивают налог на профессиональный доход в размере 4% (при работе с физлицами) или 6% (при работе с бизнесом).

Еще один блок вопросов касался годового заработка. Среди самозанятых 62,3% опрошенных имеют выручку до 500 000 руб. в год, из них 41,1% — не выше 250 000 руб. В группе с более высоким заработком оказалось чуть более трети респондентов (36,8%). Из них 23,5% получают от своей деятельности от 500 000 до 1,5 млн руб. и 13,3% — от 1,5 млн до предельных 2,4 млн руб. в год. Это подтверждает использование режима НПД преимущественно для подработок и малого предпринимательства, но не для основного источника доходов, поясняют авторы исследования.

Осенью ФНС уже опрашивала самозанятых о том, как они видят будущее режима НПД. Опрос ведомства появился в их личных кабинетах на сайте «Мой налог». ФНС, в частности, предложила самозанятым назвать справедливый процент от полученных доходов, который они готовы заплатить в качестве налога. Диапазон ставок охватывал значения от 0% до «свыше 20%». Кроме того, ФНС предложила респондентам выбрать, какие изменения параметров НПД могли бы улучшить его. Среди вариантов ответа также было уменьшение ставки налога, увеличение лимита дохода, возможность учета расходов, найма сотрудников и др.

Дискуссия о судьбе НПД

В текущем году власти сделали первые заявления о начале работы над будущими изменениями параметров НПД. Режим самозанятости стартовал в качестве эксперимента в 2018 г., завершится он 31 декабря 2028 г. Минфин рассчитывает представить свои предложения по корректировке режима НПД в 2026 г., говорил в июне замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов в интервью «Ведомостям». Глава Минэкономразвития Максим Решетников в конце сентября также призвал начать обсуждение новой конструкции самозанятости.

Параллельно развернулась дискуссия о необходимости менять условия эксперимента уже сейчас. Совет Федерации в начале октября рекомендовал правительству проанализировать его результаты и проработать вопрос о его досрочном завершении — в 2026 г. вместо 2028 г. Сенаторов, в частности, беспокоит злоупотребление режимом со стороны компаний, которые подменяют трудовые отношения проектной занятостью, а также будущее пенсионное обеспечение плательщиков НПД, которые сейчас не платят никаких обязательных страховых отчислений.

ФНС же видит позитивные результаты неоконченного эксперимента. Режим НПД выполняет заявленную изначально цель по обелению доходов населения, так как рост числа самозанятых происходит за счет теневого сектора, а не за счет тех, кто находится в трудовых отношениях, отмечал в конце октября начальник управления оперативного контроля ведомства Владимир Мальцев в ходе круглого стола в Совете Федерации. Кроме того, согласно результатам анализа налоговой службы, риски использования самозанятости для подмены трудовых отношений есть лишь у 182 000 из 14,6 млн зарегистрированных плательщиков НПД (1,25%), сообщал глава ведомства Даниил Егоров. По его мнению, «разрушать систему взаимосвязей» всех самозанятых с заказчиками из-за такой доли тех, кто может использовать ее для ухода бизнеса от налогов, может оказаться скоропалительным решением.

Возможные корректировки и их последствия

После завершения эксперимента необходимо будет решать, сохранять режим в текущем виде или вносить в него коррективы, и вопрос социального и пенсионного обеспечения — первое, чего могут коснуться изменения, считает партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Екатерина Папченкова. Действующий механизм с низкими ставками не подразумевает социальных гарантий для самозанятых — их введение может увеличить налог при работе с юрлицами на 3–4 процентных пункта (до 9–10%) в связи с дополнительными отчислениями в Соцфонд, считает партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов.

Пенсионные гарантии повлекут за собой неизбежное повышение фискальной нагрузки через обязательные фиксированные взносы по аналогии с ИП, согласна глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов Евгения Мемрук. Это, в свою очередь, может подтолкнуть уйти обратно в тень часть самозанятых, особенно тех, чья выручка совсем незначительна, говорит эксперт.

Теоретически при ужесточении условий режима НПД возможен отток плательщиков, однако повышение прозрачности за счет платформ и цифрового взаимодействия снижает такие риски, по крайней мере для платформенных самозанятых, полагает Папченкова. По ее мнению, основной риск для ухода в тень, например в офлайн или на нерегулируемые площадки, может создать только резкое увеличение финансовой нагрузки.

Можно ожидать, что эксперимент к концу 2028 г. будет признан успешным, а НПД трансформирован и включен в Налоговый кодекс, как это произошло с перевоплощением курортного сбора в туристический налог, полагает Зарипов. Подразумевается, что самозанятые — это «мастера-ремесленники», которые продают свои навыки, отмечает он. По его мнению, в окончательной модификации режима может появиться право нанимать «одного-двух помощников-подмастерьев» для определенных производственных видов деятельности.

Право на наем сотрудников не только противоречит изначальной концепции режима НПД, рассчитанного на личный труд физлица, но и размывает границу между самозанятостью, предпринимательством и классическими трудовыми отношениями, спорит Мемрук. Альтернативой отмене НПД или резкого повышения фискальной нагрузки для всех самозанятых могло бы стать точечное ограничение работы с юрлицами, так как сейчас это наиболее «проблемный сегмент», полагает она. Это позволило бы сфокусировать режим на его исходном назначении – легализации личного труда граждан, работающих для частных заказчиков, уверена Мемрук.

Источник: Ведомости
Фото: Юлия Майорова / ТАСС

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»