Что нового в законодательстве для строительного бизнеса: обзор профильного Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» за июнь
Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству подготовил подборку новых антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса, реализация которых состоялась в июне 2025 года. Из нее вы узнаете о нововведениях порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о федеральном проекте «Новый ритм строительства» и о других изменениях.
Обновлены Правила проведения консервации объектов капитального строительства
Уточняется система правовой и финансовой регламентации процедуры консервации, которую проводят для приостановки строительных работ более чем на 6 месяцев.
Частные объекты сохраняют прежний порядок – решения принимает застройщик. Для объектов государственной и муниципальной собственности введен дифференцированный порядок принятия решений. Консервация федеральных объектов требует издания отдельного акта Правительства РФ.
Региональные объекты будут консервироваться по решениям высших исполнительных органов субъектов РФ, муниципальные — по актам местных администраций.
Для государственных объектов уточнены механизмы: расходы должны укладываться в лимиты капиталовложений, выделенных главному распорядителю бюджетных средств.
Особый порядок предусмотрен для объектов, включенных в федеральный реестр незавершенного строительства (ст. 55.35 Градостроительного кодекса РФ) – их консервация требует дополнительного управленческого решения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2022 года № 1333.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
С 1 сентября устанавливаются правила маркировки отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке
Определены, в числе прочего, сроки поэтапного введения обязательной маркировки отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке (далее — товары), требования к участникам оборота товаров, порядок их регистрации в информационной системе мониторинга, требования к сервис-провайдерам, порядок информационного обмена участников оборота товаров с информационной системой мониторинга, характеристики средства идентификации, порядок нанесения средств идентификации, порядок представления участниками оборота сведений в информационную систему мониторинга о вводе в оборот, обороте и о выводе из оборота товаров.
Начало действия документа — 1 сентября 2025 года.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 820
С 1 сентября устанавливаются признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков
В перечне таких признаков:
- захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами;
- отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;
- наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в случае, если на основании судебного акта или акта уполномоченного органа наложен арест, запрет на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) разрешенным использованием, а также в течение времени, когда земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Постановление действует с 1 сентября 2025 года до 1 сентября 2031 года.
Уточнен порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Внесены поправки в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
В частности, регламентирован порядок действий в случае выявления в заключении государственной экспертизы технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или иной ошибки, приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в заключении государственной экспертизы, сведениям, содержащимся в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, в отношении которых подготовлено такое заключение), исправление которой не оказывает влияния на результат проведенной государственной экспертизы.
Начало действия документа — 2 июня 2025 года (за исключением отдельных положений).
Минстрой сообщает о корректировке информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на II квартал 2025 года для Тверской области по группе № 532 «Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В25-В30»
В ФГИС ЦС в разделе «Сметные цены и индексы изменения сметной стоимости строительства» скорректированы индексы по ГОСР для Тверской области по группе № 532 «Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В25-В30».
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Письмо Минстроя России от 04.06.2025 № 32533-АЛ/09
Внесены изменения в План утверждения сметных нормативов
Внесены изменения в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Приказ Минстроя России от 06.06.2025 № 339/пр
Минстрой сообщает о порядке внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных видов работ и (или) затрат, в связи с корректировкой видов и объемов необходимых работ, а также в случае замены материалов и (или) оборудования
Цена ранее не предусмотренных работ, а также замененных материалов и оборудования на аналоги без изменения их объема определяется в уровне цен, в котором была составлена и утверждена сметная документация.
При этом отмечено, что цена определяется с учетом индексов прогнозной инфляции, действующих на дату утверждения проектной документации, определяемых от уровня цен, в котором была составлена и утверждена документация, с учетом сроков реализации контракта (Кинф.) и коэффициента снижения НМЦК, определенного по результатам закупочных процедур (Ктенд.).
Правительство направит более 2,8 млрд рублей на реализацию мероприятий федерального проекта «Новый ритм строительства»
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о направлении бюджетных средств на финансирование мероприятий федерального проекта «Новый ритм строительства» национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Всего в 2025–2027 годах на реализацию мероприятий федерального проекта планируется направить более 2,8 млрд рублей.
Федеральный проект «Новый ритм строительства» стал преемником одноименной инициативы социально-экономического развития и направлен на достижение показателя национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» по повышению ресурсной эффективности в промышленном и инфраструктурном строительстве.
В рамках реализации федерального проекта продолжится работа по сокращению инвестиционно-строительного цикла и оптимизации целого ряда процедур, связанных со строительством объектов. Ее итогом станет упрощение получения необходимых для строительства документов, ускорение передачи построенных объектов пользователям, актуализация нормативно-технических документов для использования новых технологий в проектировании и повышение эффективности капитальных вложений.
Проект также предусматривает мероприятия по разработке типовой проектной документации для сокращения затрат на строительство социальных объектов, развитию единой информационной системы градостроительства «Стройкомплекс.РФ», проведению профориентационных форумов для студентов и учащихся.
Документ опубликован 9 июня 2025 года.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2025 № 1380-р
Правительство расширило число категорий граждан, которые могут быть участниками жилищно-строительных кооперативов
Участники специальной военной операции, имеющие статус ветеранов боевых действий, а также участники отражения вооруженного вторжения формирований Украины в приграничные российские регионы получили право становиться участниками жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Постановление об этом подписано.
Перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, был утвержден в 2012 году. До сих пор в него входили 11 категорий граждан, в том числе многодетные семьи, сотрудники государственных научных центров, федеральных государственных образовательных организаций, государственных академий наук, работники организаций оборонно-промышленного комплекса, сотрудники органов внутренних дел и сотрудники Росгвардии, имеющие специальные звания полиции.
ЖСК — одна из форм участия граждан в строительстве жилья. Люди, учреждающие кооператив, принимают в его состав членов ЖСК, собирают с них паевые взносы, а на вырученные деньги строят дом.
Преимущество ЖСК заключается в том, что пайщики могут напрямую искать подрядчиков, отслеживать ход строительства и контролировать, как тратят их деньги. При этом итоговая стоимость квартиры обычно получается ниже рыночной, так как пайщики оплачивают строительные работы без банка-посредника.
Банком России предложены рекомендации по минимизации рисков для физических лиц, застройщиков и кредитных организаций в случаях продажи застройщиками жилья физическим лицам по договорам, условиями которых предусмотрена оплата в рассрочку
Отмечается, в частности, что физические лица могут столкнуться со следующими рисками: сложности в получении ипотечного кредита для погашения рассрочки от застройщика; отсутствие у физических лиц надлежащей законодательной защиты в случае временных финансовых трудностей; предоставление рассрочки от застройщика может сопровождаться заключением предварительного договора купли-продажи жилья, что не исключает риски двойных продаж данного жилья и иных неприемлемых практик со стороны недобросовестных участников рынка или их агентов.
Распространение рассрочки также несет риски для самих застройщиков и кредитных организаций, финансирующих строительство жилья посредством кредитования застройщиков. Застройщики могут столкнуться с ростом просроченной задолженности физических лиц по рассрочкам от застройщиков, что, в свою очередь, может затруднить застройщикам выплаты по кредитам, предоставленным кредитными организациями на строительство жилья, поскольку прогнозные номинальные денежные потоки, заложенные застройщиком при разработке проекта, будут отличаться от фактических.
В целях комплексной и всесторонней оценки принимаемых кредитной организацией при кредитовании застройщиков рисков, связанных с вероятным неисполнением физическими лицами — покупателями жилья обязательств по погашению рассрочки от застройщика, потенциальным расторжением договоров о предоставлении рассрочки от застройщика с последующим возвратом физическому лицу ранее внесенных денежных средств и требуемым более продолжительным временем для продажи жилья, для определения категории качества ссуды и уровня кредитоспособности заемщика, а также размера расчетного резерва кредитным организациям Банк России рекомендует, в частности: собирать и анализировать информацию о договорах о предоставлении рассрочки от застройщика; определять сумму планируемых поступлений по заключенным договорам о предоставлении рассрочки от застройщика путем соотнесения суммы цен заключенных договоров о предоставлении рассрочки от застройщика и средств, поступивших на эскроу-счета; учитывать продажи жилья застройщиком в рассрочку в качестве негативного явления, снижающего финансовую устойчивость инвестиционного проекта, при определении размера расчетного резерва по ссуде, предоставленной застройщику (с закреплением соответствующего подхода во внутренних документах кредитной организации); снижать оценку уровня кредитоспособности застройщика или категорию качества ссуды в случае, если доля продаж жилья в рассрочку является существенной.
Приведены рекомендованные критерии признания доли продаж жилья в рассрочку существенной.
Отмечается, что в настоящее время Банк России осуществляет работу над проектом нормативного акта, устанавливающего особый порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по кредитам, предоставленным для целей создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В указанный проект планируется включить положения, учитывающие риски продажи жилья в рассрочку от застройщика.
Кредитным организациям, предоставляющим кредиты застройщикам для финансирования строительства жилья, рекомендуется оценивать на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц объем денежных средств, зачисленных на счета эскроу физическими лицами — участниками долевого строительства, в том числе при погашении физическими лицами задолженности по рассрочке от застройщика.
Определены особенности проведения госэкспертизы проектной документации, подготовленной в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капстроительства
Постановлением определены, в частности, государственные органы, уполномоченные на проведение экспертизы, перечень документов, необходимых для ее проведения, порядок их рассмотрения и размеры платы за проведение экспертизы.
Начало действия документа — 19 июня 2025 года.
Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 874
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года
Приводятся, в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Письмо Минстроя России от 11.06.2025 № 33852-ИФ/09
Актуализирована форма заявки об участии в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»
Утверждена новая форма сводного списка молодых семей — участников указанного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Реализовано постановление Правительства РФ от 07.11.2024 № 1509 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050». Утратившим силу признан приказ Минстроя России от 19.03.2024 № 193/пр.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.06.2025 № 82653. Начало действия документа — 1 июля 2025 года.
Приказ Минстроя России от 21.04.2025 № 246/пр
Определены расчетные показатели, не указанные в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ и подлежащие установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования
Предусмотрено, что в региональных нормативах подлежат установлению следующие расчетные показатели:
- минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон;
- минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон;
- минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений;
- минимальное количество машино-мест для парковки электромобилей, оборудованных зарядными устройствами.
Документ зарегистрирован 23 июня 2025 года № 82684.
Уточнены особенности осуществления градостроительной деятельности в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
Согласно внесенным изменениям, допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, если размещение такого объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и сведения об объекте регионального значения отсутствуют в утвержденных документах их территориального планирования.
В случае утверждения документации по планировке территории, подготовленной в целях реализации решения о комплексном развитии территории, до внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя реализация такой документации осуществляется без учета положений документов их территориального планирования и градостроительного зонирования. В этом случае внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в срок, установленный нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Особенности отмены документации по планировке территории или ее отдельных частей, особенности признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению регулируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти указанных городов.
Также установлено, что нормативным правовым актом Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя могут быть предусмотрены требования к местоположению многоквартирного дома, в котором собственнику предоставляется жилое помещение при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.
Начало действия документа — 5 июля 2025 года.
Опубликованы результаты рассмотрения заключений экспертов
Письмо Минстроя России от 24.06.2025 г. № 1155-ВН/09 о результатах рассмотрения заключений экспертов
Рекомендована величина индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года
Рекомендована величина индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года, в том числе величина индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ.
Письмо Минстроя России от 25.06.2025 № 36806-ИФ/09
По материалам правовых систем и открытых источников
Фото: Freepik