Что даст российскому спорту цифровая экосистема?

27 Мая 2021

2020 год ускорил цифровизацию бизнеса в разных отраслях, и спортивная индустрия не стала исключением. Однако, как считают эксперты и участники рынка, отрасль находится лишь в начале своей цифровой трансформации. Но так ли нужна российскому спорту цифровая экосистема? В эксклюзивном материале для сайта OPORA.RU эксперты Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию спортиндустрии и фитнес-услуг ответят на этот вопрос и представят свое видение возможностей цифровизации спорта в России.

Авторы:

Иван Рындин, предприниматель (Sportsoft.ru), к.э.н., член «ОПОРЫ РОССИИ»

Александр Чернов, эксперт и консультант по цифровой трансформации

 

Государство и деловое сообщество в России пришло к устойчивому пониманию необходимости цифровой трансформации деятельности практически во всех сферах. Спортивная отрасль не является исключением – цифровизация и цифровая трансформация, делающая продукты и услуги в сфере спорта доступными для всех граждан, уже дает качественный импульс развитию рынка и повышает инвестиционную привлекательность проектов.

Спортивная отрасль в России не такая маленькая, как может показаться на первый взгляд. По разным оценкам, в нее входит от 300 до 400 тыс. организаций, а потребляют спортивные продукты и услуги более 50 млн человек уже сейчас (в соответствии с прогнозами, эта цифра должна вырасти до 100 миллионов человек в ближайшие 10 лет). Особенность отрасли в ее разношерстности, большом количестве разнородных участников и высокой степени присутствия государства с точки зрения финансирования. Несмотря на последний тезис, государственный сегмент охватывает лишь около 5 миллионов человек, включая спортсменов, тренеров, управленцев, спортивные федерации, клубы, школы, которые либо напрямую, либо косвенно финансируются государством. Остальной спорт, который можно назвать любительским или коммерческим, на сегодняшний момент не охвачен системными решениями, позволяющими сделать процесс обмена услугами и товарами прозрачным для государства и доступным для граждан.

Министерство спорта РФ осуществляет цифровизацию государственного сегмента спортивной отрасли путем создания ГИС ФКиС (государственная информационная система «физическая культура и спорт»), справедливо отмечая, что сервисы частного сегмента отрасли должны со временем войти в единую экосистему с государственными сервисами. При этом распространяемая в СМИ информация, что весь спорт в ближайшее время будет «в единой цифровой экосистеме», сильно упрощает реальную ситуацию. На сегодняшний момент цифрой только начинают охватываться первые важные процессы государственного сегмента, а до создания единой экосистемы пока еще далеко, ведь до конца даже не сформулированы принципы, по которым она будет строиться, включая организационную, финансовую и техническую составляющую. Поэтому неясно, какую выгоду от цифровой трансформации получит каждый из участников, включая наиболее многочисленную аудиторию – обычных граждан.

 

Применение открытой цифровой платформы для спортивной отрасли

На наш взгляд, реалистичным и эффективным путем формирования вышеупомянутой экосистемы (когда все участники находятся в цифровом смысле «рядом» и быстро решают свои информационные задачи) является развитие открытой негосударственной цифровой платформы, которая позволит участникам спортивной отрасли продвигать свои продукты и услуги в необходимые сегменты рынка, не сталкиваясь с необходимостью разработки своих цифровых каналов. Такая платформа выступит в роли отраслевого агрегатора и обеспечит единый стандарт обмена данными между государственным и частным сегментами.

Наиболее близким “техническим” аналогом являются известные маркетплейсы, такие как иностранные Amazon, AliExpress, российские Ozon, Wildberries, а также экосистемы Яндекса, Mail.ru или Сбера. В спорте несколько иная структура потребления услуг, поскольку они являются взаимозависимыми, что приводит к большому количеству вариантов взаимодействия между участниками (теми, кто поставляет и теми, кто потребляет продукты и услуги). Это усложняет процесс оцифровки, что делает его не слишком привлекательным для крупных игроков: быстро сделать типовые и масштабные решения не получится.

На рисунке приведены три возможные концепции реализации цифровой экосистемы, с учетом того, что государство в любом случае играет важную роль в отрасли, и одной из важнейших задач стоит увеличение количества граждан, систематически занимающихся спортом, до 70% к 2030 году.

В первом варианте, который, по сути, реализуется сейчас по умолчанию, государство, создавая свою платформу для спорта в государственном сегменте, оставляет частный сегмент “на откуп” рынку, и граждане пользуются разрозненными и не связанными друг с другом мобильными приложениями, трекерами, сервисами записи на мероприятия, услугами фитнес-центров, частными тренировками. Единой картины происходящего не возникает, за исключением регламентированных процессов государственной спортивной вертикали. Предприниматели тратят большие деньги на маркетинг и привлечение клиента, который находится в соседнем доме, а все имеющиеся на рынке цифровые спортивные сервисы разрознены и автономны.

Рис. 1 Варианты реализации цифровой экосистемы спортивной отрасли

Рис. 1 Варианты реализации цифровой экосистемы спортивной отрасли

Во втором варианте государство может начать «сертифицировать» коммерческие цифровые сервисы, например, CRM-системы, сервисы управления соревнованиями, мобильные приложения для индивидуальных занятий, чтобы включить их в государственный контур, собирая с них статистические данные о занятиях россиян спортом и управляя требованиями. Это сложный и дорогой путь, который устроит лишь небольшое количество крупных производителей цифровых сервисов, ведь войти в государственный сегмент со всеми требованиями к безопасности - дорого и долго, а эффект неочевидный.

Оптимальным вариантом видится использование открытой цифровой платформы, которая будет централизованно обмениваться данными с государственной информационной системой и предоставлять всем участникам широкие возможности коммуникации, маркетинга, а также базовые информационные сервисы (регистрация, рекомендации, платежи, маркетплейсы продуктов и услуг) без инвестиционных затрат. При этом требования для использования такой платформы должны быть минимальными – зарегистрировался один раз и пользуйся всеми доступными сервисами. В такой модели государство получит статистические данные о спортивной отрасли, реально происходящих процессах, изменениях конъюнктуры рынка.

 

Какие выгоды получат граждане, бизнес и государство

Внедрение открытой цифровой платформы дополнит эффекты цифровизации государственного сегмента спортивной отрасли за счет реализации потенциала и повышения управляемости частным сегментом рынка, что выразится в следующих ценностях:

  • Гражданам – комплексные персонифицированные предложения отраслевых продуктов и услуг.

  • Отечественным организациям и специалистам отрасли, производящим спортивные продукты и услуги – механизмы для безбарьерного оборота своих предложений рынку.

  • Отечественным разработчикам ИТ-сервисов и специализированных платформ – возможность интегрировать свои решения с открытой цифровой платформой, с тем чтобы предоставить пользователям расширенные возможности.

  • Технологическим партнерам (крупным отечественным провайдерам глобальных технологий, включая инфраструктуру платежей, социальные сети, средства работы с большими данными, технологии распознавания и безопасности) – возможность унифицированного и централизованного подключения своих технологий к прикладным сервисам открытой цифровой платформы.

  • Государственным органам, при необходимости – первичные данные и агрегированные сведения об активностях участников отрасли и рынка, не относящихся к контуру государственного управления.

Нет сомнений, что ключевым фактором успешной цифровой трансформации спорта станет обнуление барьеров взаимодействия для всех участников отрасли и рынка. В данном контексте, в наибольшей степени к созданию такого решения приблизился консорциум отечественных компаний СмартСпорт, который развивает одноименную цифровую платформу. СмартСпорт агрегирует предложения продуктов и услуг участников спортивной отрасли, интегрирует избранные ИТ-сервисы отечественных производителей, формирует персонифицированные пакеты предложений для каждого гражданина в соответствии с его цифровым профилем, поддерживает прямое взаимодействие бизнеса с гражданами, создавая тем самым отраслевую среду доверия, в которой формируются взаимовыгодные связи и повышается прозрачность для инвесторов.

Следует отметить, что ядро платформы СмартСпорт возможно тиражировать в смежные социальные сферы ввиду схожести моделей: участникам всех социальных сфер необходимо формировать персонифицированные цепочки ценностей при отсутствии «якорных» (обязательных) действий. Возможными направлениями тиражирования являются проекты в области демографии, медицинские консультации по реабилитации здоровья, туризм.

Вместе с тем, подобный подход для решения задач цифровой трансформации спортивной отрасли требует привлечения частных инвестиций от крупных игроков рынка, имеющих возможность играть “в долгую”, не ожидая быстрого возврата инвестиций. Вполне разумным представляется рассмотрение механизмов государственно-частного партнерства, о перспективности которой также говорят в Министерстве спорта. В любом случае, мы видим сам факт того, что спортивная отрасль, забытая последние годы с точки зрения цифровизации, начинает трогаться с мертвой точки. Рано или поздно механизмы, при которых граждане занимаются доступным спортом, предприниматели зарабатывают, а государство имеет полностью оцифрованную картину отрасли в реальном времени, будут найдены и реализованы.

Оставить комментарий
Другие новости

Правительство смягчило требования к промышленным кластерам — как это отразится на МСП

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление, корректирующее требования к промышленным кластерам для получения федеральных субсидий их компаниями-участниками. Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по промышленности Максим Третьяков рассказал, как это скажется на деятельности малого бизнеса.

23 Ноября 2021

Владислав Корочкин – о сокращении числа проверок бизнеса

Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин прокомментировал призыв Генпрокурора Игоря Краснова продолжить сокращение проверок бизнеса на фоне снижения числа субъектов МСП из-за последствий пандемии коронавируса. Эксперт бизнес-объединения положительно оценил работу надзорного органа и выразил надежду, что количество проверок будет сокращаться.

17 Ноября 2021

Госдума приняла закон о едином налоговом платеже для организаций и ИП – комментарий эксперта

16 ноября Госдума России приняла в окончательном чтении закон о распространении механизма единого налогового платежа (ЕНП) на организации и индивидуальных предпринимателей (ИП). Механизм прорабатывался совместно с бизнесом, в том числе с представителями «ОПОРЫ РОССИИ».

16 Ноября 2021