Челябинская «ОПОРА» считает, что необходимо доработать «чек-листы» для проверок бизнеса

Меню раздела
27 Декабря 2017

Челябинское областное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» предлагает сформировать в регионе экспертную группу, члены которой предложат изменения для внесения в «чек-листы» на федеральном уровне. 

К такому выводу пришли участники семинара по теме «Внедрение чек-листов в проверки Росприроднадзора», который состоялся 26 декабря в МФЦ «Территория бизнеса».

Необходимость разработать проверочные листы, содержащие все требования, предъявляемые контрольно-надзорными органами к субъектам предпринимательства, прописана в Постановлении Правительства РФ №177 от 13 февраля этого года. Проверочные листы или чек-листы – ключевая новация в рамках реформирования федерального государственного экологического надзора. Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» вступил в законную силу 20 ноября 2017 года. Такие листы призваны упростить процедуру проверки, поскольку позволяют предприятию заранее узнать ее критерии и подготовиться. 

Первые проверки Росприроднадзора в новом формате проходят уже в текущем году. «Чек-листы» будут использоваться при осуществлении 6 видов надзора, среди которых надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; в области охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами; использования и охраны водных объектов; земельного надзора; за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой. А уже с 1 июля 2018 года проверочные листы будут применяться в отношении объектов всех категорий по всем видам экологического надзора, лицензионному контролю. Это предусмотрено в паспорте приоритетной программы по реформированию контроля и надзора.

По мнению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области Лидии Горбуновой: «Внедрение «чек-листов» позволит существенно оптимизировать государственные ресурсы. Специальные опросники позволят выяснить, соблюдаются ли на предприятии ключевые требования законодательства. Инспекторы действуют в соответствии с заданными стандартами, появляется более чёткий спектр их задач, что позволит оптимизировать продолжительность и качество проведения проверок. Применение «чек-листов» позволит значительно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности».

Благодаря публикации «чек-листов» в открытом доступе бизнес в дистанционном режиме может самостоятельно проверять себя и оперативно устранять нарушения. Однако поступающие сигналы от бизнеса свидетельствуют, что предприниматели погрязли в огромном количестве правовой информации и формальных требованиях контрольно-надзорных органов.

Как отметил председатель Челябинского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Артем Артемьев: «Основная идея внедрения «чек-листов» - помочь более уверенно и спокойно пережить визит инспекторов. Карточка должна содержать контрольные вопросы и указывать, какие требования проверяются, категории риска, классах опасности при проверке, реквизиты всех документов, в которых содержатся проверяемые требования, а также учетный номер проверки в едином реестре проверок. Но, к сожалению, имеющиеся «чек-листы» сейчас содержат огромное количество избыточных и устаревших требований. Например, Роспотребнадзор разработал список из 220 пунктов требований для бизнеса. Трудовая инспекция - из 110 пунктов. Формы проверочных листов Росприроднадзора включают 339 вопросов. Мы понимаем, что большинство компаний этот тест не пройдут».

Для упрощения и повышения прозрачности взаимодействия между бизнесом и надзорными органами уже в следующем году планируется начать внедрение системы электронных «личных кабинетов» — как для поднадзорных субъектов, так и для самих инспекторов. Кроме того, появятся электронные паспорта проверок.

Предприниматели Челябинской области по итогу семинара сделали следующие предложения и рекомендации:

- органам власти провести апробацию и запустить процедуру оценки фактического воздействия  (ОРВ) «чек-листов». И по итогу -  представить выводы и аналитические данные в федеральный центр для исключения лишних, то есть не подтвердивших целесообразность их применения требований;

- региональным органам власти рассмотреть возможность на муниципальном уровне лицензировать объект – для эксплуатации любым юр.лицом;

- предоставить возможность предпринимателям прохождения анонимного самоконтроля по «чек-листам», потренироваться;

- проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Утверждённые формы «чек-листов» затем размещаются в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.  Инициатива от предпринимателей – рассмотреть внедрение общей усиленной квалифицированной цифровой подписи, единого ключа доступа (как для налоговой отчетности, так для заполнения проверочных листов и прочее);

- сравнить требования, существующие или планируемые к введению в Российской Федерации, с аналогичными моделями, действующими в экономически успешных зарубежных юрисдикциях, и выявить избыточные условия. 

Предпринимательское сообщество считает, что все нововведения должны способствовать снижению административной нагрузки на бизнес.