ru

Новости

23 Мая 2018

В Санкт-Петербурге завершился Российский форум малого и среднего предпринимательства

В течение дня на 14 площадках эксперты обсуждали проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Были затронуты темы экспорта, молодежного предпринимательства, финансовых ресурсов, развития инновационных, высокотехнологичных компаний, эффективного производства, готовности к цифровой экономике, развития производственного малого бизнеса, инструментов поддержки, международного опыта и сотрудничества.

Форум открылся пленарной сессией «Предпринимательство в России: история успеха или академия провалов?», участники которой рассмотрели сферу поддержки малого предпринимательства России со всех сторон. Модератор площадки Андрей Шаров, Вице-президент, руководитель дирекции GR, ПАО Сбербанк напомнил, что, согласно «майским указам» Владимира Путина, к 2024 году количество занятых в малом бизнесе должно вырасти до 25 млн человек. То есть в ближайшие 6 лет количество занятых должно прирасти на 9 миллионов человек. А для этого нужно создать условия для развития как минимум 3 миллионов успешных бизнесов. Позволяет ли рассчитывать на реализацию таких амбициозных задач текущая система поддержки предпринимательства в стране?

По мнению Председателя Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Борисова, уровень развития малого предпринимательства в стране не позволяет назвать его «драйвером экономики»: вклад в ВВП - 20%, количество занятых в мсп – четверть работоспособного населения. Сегодня малое предпринимательство почти не растет, констатирует Сергей Борисов. Причина одна – недостаточная востребованность мнения предпринимательского сообщества. «Провалы и неуспехи государственной политики по поддержке малого бизнеса - во многом последствия того, что не послушали мнение бизнеса», - уверен спикер.

Вместе с тем Сергей Борисов отмечает недостаточно развитую конкуренцию и низкий спрос на продукцию мсп. Несмотря на все принимаемые меры, до сих пор для малого бизнеса закрыт доступ к госзакупкам – в них участвует 43 тысячи субъектов мсп из 6,5 млн. Давление на малый бизнес по-прежнему остается одной из самых острых проблем, беспокоящих предпринимателей.

Отдельное внимание Сергей Борисов уделил налоговой системе, которая демотивирует региональные и муниципальные власти заниматься поддержкой малого бизнеса. «У региональных властей просто нет стимула, - отметил спикер. – Мы давно говорим, давайте налог от малого бизнеса передадим муниципалитетам. Только тогда муниципалитет и предприниматель будут сидеть в одной лодке».

Несвоевременная оплата заказа госкорпорациями и крупными компаниями тоже является фактором, осложняющим работу предпринимателей.

Во многом с Сергеем Борисовым согласился статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, который отметил, что перед государством стоят амбициозные цели и задачи в сфере развития малого предпринимательства, при этом ресурсов для их достижения недостаточно.

Он также признал, что много ошибок допускается в сфере государственной политики поддержки мсп. «Мы делали программу поддержки малого бизнеса, исходя не из потребностей предпринимателей, а из нашего понимания потребностей бизнеса. Меню инструментов создавалось на основе анализа международного опыта, и очень мало было общения с самим потребителем». Кроме этого, Олег Фомичев подчеркнул, что кроме государственной политики по развитию мсп существуют и другие, которые могут противоречить вектору развития малого предпринимательства. И чаще всего провалы в системе поддержки мсп это именно действие других политик.

Решением сложившейся ситуации может стать принцип think small first – применение мер только после того, как будет проанализировано их потенциальное влияние на малый бизнес. Сегодня целый ряд механизмов поддержки может быть нивелирован одной поправкой в налоговый кодекс. «Провалов много, но мы на них учимся», - резюмировал Олег Фомичев

Отдельная сессия в рамках форума была посвящена эффективному производству и производительности труда. По словам модератора сессии Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» Андрея Шубина, «ОПОРА» начала активно заниматься этой темой четыре года назад. Сегодня организация разработала полноценную программу, автором и идеологом которой стал член Президиума "ОПОРЫ РОССИИ", председатель комитета по эффективному производству и повышению производительности труда Дмитрий Пищальников.

По словам Дмитрия Пищальникова, «ОПОРА РОССИИ» - единственная организация, которая профессионально занимается проблемой повышения производительности труда. И, несмотря на то, что существует государственная программа, в рамках которой уже задействованы 5 пилотных регионов, малый и средний бизнес она не затрагивает. «ОПОРА РОССИИ» намерена выйти с предложениями по внедрению программы как отдельного проекта.

Дмитрий Пищальников отмечает, что сегодня в сознании предпринимателя эффективное производство и увеличение дохода никак не связаны. У нас отсутствует сама культура бережливого производства, а это именно та функция, которую спикер предлагает взять государству. По словам Дмитрия Пищальникова, более 200 тысяч предприятий нуждаются в модернизации. Лишь 1% компаний можно назвать эффективным.

«Если говорить о повышении производительности труда, то все методики уже существуют. Но, даже если собственник заинтересован в этом и понимает всю значимость, то рано или поздно все застопорится на уровне трудового коллектива», - говорит спикер.

Своим опытом повышения эффективности производства поделился представитель Японии Дзюнъити Хирабаяси, директор Skylight Consulting Inc. По его словам, в Японии остро стоит вопрос старения экономически активного населения. А это напрямую сказывается на уровне эффективности производства. Например, компания не может принять на «цифровую» должность пожилого человека, а нехватка молодых специалистов ощущается очень остро. Некоторые компании даже нанимают специалистов-иностранцев для решения этой проблемы.

Кроме этого, эффективность в японских компаниях прослеживается во всем – начиная от разработки механизмов более эффективного общения между сотрудниками, заканчивая приемом на работу уже лояльных и даже преданных своей работе людей.

Россия имеет значительный потенциал роста экспорта широкого спектра услуг – от транспорта и финансов до медицины и индустрии развлечений. По оценке
Банка России, объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 58 млрд долларов США. Для того чтобы Россия заняла достойную нишу на мировом рынке услуг, необходимо выявить наиболее конкурентоспособные точки роста и сконцентрировать на них мощную государственную поддержку. Этот вопрос обсуждали участники сессии «Экспорт услуг в сфере малого и среднего предпринимательства: миф или реальность?»

Сегодня ведущие страны демонстрируют ошеломляющие цифры по доходам от туризма: США - 180 млрд долларов, Испания – 58 млрд долларов. Россия, имея огромный туристический потенциал, пока не может похвастаться высокими результатами. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Кожевников перечислил ряд основных направлений внутреннего и внешнего туризма в России, которые ждут улучшений.

Есть вопросы специфические – такие как сложности с оформлением визы, подход к сфере гостеприимства в целом – подготовка гидов, переводчиков, полиграфической продукции. Есть общие – высокая стоимость перелетов внутри страны, отсутствие придорожной инфраструктуры. Соотношение цена-качество туристической инфраструктуры в России сегодня делает эту сферу неконкурентоспособной. «Мы сильно проигрываем в этом плане Турции, Греции, Болгарии, - отметил Алексей Кожевников. – Стоимость путевки и качество сервиса у нас далеки от идеала».

Для того чтобы не проиграть глобальную конкуренцию за российского туриста, нужен целый ряд серьезных шагов на государственном уровне, считает вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Кожевников. Например, необходимо разработать меры по поддержке отечественных курортов, способствующие их переходу на круглогодичный режим работы. Ведь сейчас они, как правило, получают прибыль лишь в короткий «высокий» сезон, что неизбежно ведет к росту тарифов на размещение. Другая острая тема – стоимость авиаперевозки. Нужно усилить контроль государства за ценами на авиабилеты. Если же обнаружатся завышенные аппетиты самих авиакомпаний, – подключать к решению проблемы Федеральную антимонопольную службу.

Меры поддержки, формирование предпринимательского мышления и создание сообществ как инструмента развития молодых предпринимателей – эти и многие другие вопросы обсудили участники сессии «Молодежное предпринимательство – точка опоры экономики страны».

В формировании предпринимательского мышления, популяризации предпринимательства и бизнес-образовании хорошую службу могут сослужить социальные сети. Советник министра экономического развития России Юлия Алферова на сессии предложила привлекать внимание к предпринимательству через социальные сети. По ее словам, неформальные интернет-площадки, в частности, могут стать местом для бизнес-консультаций. "Группа предпринимателей предложила составлять рекламную кампанию как социальную рекламу, так и в соцсетях создавать вирусные ролики, популяризировать региональных предпринимателей", - сказала Алферова.

О создании предпринимательской экосистемы в целом рассказал вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров. Он отметил эффективную работу "ОПОРЫ РОССИИ" в рамках создания программы "Экосистемы развития предпринимательства" - комфортной среды для начала предпринимательской деятельности и быстрого роста действующих предпринимателей, на примере ее реализации в Тюменской области.

«Для предпринимателя, как и для любого человека, одной из важнейших потребностей является социализация. Мы ищем места, где можем социализироваться». Эдуард Омаров рассказал о проведенном среди молодых предпринимателей опросе, результаты которого показали, что только 20% необходимых ресурсов предприниматели получают из господдержки и образования, а остальные 80% дает сама среда.

В разных регионах предпринимательское сообщество развивается по-разному: где-то активно формируется школьное предпринимательство, где-то студенческое, где-то – экосистема складывается вокруг деловых сообществ и общественных организаций. Но так или иначе предприниматели ищут возможности объединяться, создавая свою среду. «И если это один из первых стимулов, то почему бы нам не приложить усилия, чтобы эта основная потребность была удовлетворена?» - задается вопросом спикер.

По итогам обсуждения спикеры пришли к общему выводу: молодежное предпринимательство является одним из самых мало реализуемых ресурсов для роста доли МСП в ВВП страны. Для ускорения роста в регионах должна быть создана среда, комфортная для роста предпринимателей. Федеральные органы должны поддерживать эту среду, максимально используя ресурс команд на местах. Кроме того, потенциал молодежного предпринимательства сегодня очень велик – программы Росмолодежи, Корпорации МСП, «Деловой среды» существенно расширяют круг возможностей для молодого предпринимателя.

Готовность малого бизнеса вступать в технологические цепочки обсудили на сессии «Технологический прорыв: роль малых и средних инновационных, высокотехнологичных компаний в российской экономике».

Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов в своем вытсуплении отметил, что отдельные меры поддержки МСП в производственной сфере уже реализуются по линии участия МСП в госзакупках и закупках госкомпаний, создается инфраструктура для производственного бизнеса (технопарки, промышленные парки и др.).

Однако, возможности сектора малого инновационного технологического предпринимательства для развития продуктовых линеек крупных компаний в рамках кооперации используются недостаточно. Роль вузов в создании новых и обновлении существующих производств на базе малых инновационных предприятий также незначительна.

Для малого бизнеса кооперация с крупным бизнесом имеет очевидные преимущества. Появление спроса со стороны крупных компаний на инновационные разработки и продукцию - это перспективное направление диверсификации собственно малого предпринимательства.

За последние годы ряд регионов преуспел в построении технологических цепочек, предполагающих взаимодействие малого и крупного бизнеса. Кластерной политикой занимаются на федеральном уровне. Программу создания инновационных кластеров реализует Минэкономразвития.

Но есть ряд факторов, мешающих динамичному развитию инновационных компаний. Например, низкая конкуренция в госзакупках. По результатам закупок, у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлено закупок общим объемом 2,4 трлн. руб., что составляет 12,7 % от общего объема заключенных договоров.

Существует пробели в кадровой политике. Пока что в вузах и ПТУ недостаточно программ, позволяющих сформировать квалифицированных специалистов, востребованных в современном технологическом бизнесе. Есть ряд успешных проектов в сфере формирования компетенций для технологического предпринимательства. Но пока это единичные примеры.

Налоговые ограничения также становятся препятствием. Проблема в том, что малые производственные компании, применяющие УСН, не могут встраиваться в производственные цепочки с крупными компаниями на ОСН.

Между тем статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев отмечает, что в целом сформирована комплексная национальная инновационная система, в которой присутствуют все необходимые инструменты поддержки. «Проблема в связи с этим, что эта вся система хронически не докапитализирована", - добалвяет он.

Замминистра отметил, что в России действует несколько механизмов по поддержке инновационной системы малого бизнеса, в том числе Российская венчурная компания, корпорация МСП, частные венчурные фонды, грантовые программы Сколково, но все эти каналы имеют в разы меньше ресурсов, чем их зарубежные аналоги. Фомичев также считает, что необходимо объединение программы по поддержке малого инновационного бизнеса и программы по поддержке малого бизнеса. "Главное сейчас - не создавать параллельного, а попытаться объединить то, что уже действовало в системе поддержки инновационного малого бизнеса с теми инструментами и задумками, которые есть в корпорации МСП", - пояснил он.

Готовность государства и бизнеса к цифровой экономике обсудили на сессии под модераторством вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрия Сазонова. Первым вопросом в повестке площадки обозначили «Соответствие программы цифровой экономики Российской Федерации запросам бизнеса». Этот вопрос оказался как нельзя более актуальным, отмечает Дмитрий Сазонов. Как обращали внимание эксперты и спикеры форума, очень многие решения и программы, направленные на улучшение бизнес-среды и призванные упростить жизнь предпринимателям, принимаются без учета их мнений.

Тем не менее, цифровая экономика – естественная часть развития. Многие эксперты считают, что переход на «цифру» - это шанс, который поможет российской экономике совершить прорыв. Дмитрий Сазонов в свою очередь предложил участникам дискуссии подумать и определить для себя: что такое цифровая экономика? Это история о глобальной роботизации, автоматизации и высокотехнологичных инструментах, применение которых приведет к массовому высвобождению людей с рынка? Или это сервисы, цифровые платформы и решения, которые позволят сократить издержки?

Кроме этого учстники дискуссии обсудили уровень использования, готовность государства и российских компаний к переходу на цифровые технологии, а также экономические и социальные аспекты цифровизации.

Меры господдержки малых промышленных предприятий, роль отраслевых ассоциаций и способы развития конкуренции в промышленном секторе обсуждали в рамках сессии «Пути решения вопросов промышленных предприятий малого и среднего предпринимательства», модератором которой выступил член Президиума "ОПОРЫ РОССИИ" Николай Дунаев.

По мнению вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Азата Газизова, одна из основных проблем малого производственного бизнеса заключается в том, что до сих пор нет четкого представления о количестве малых компаний, занимающихся промпроизводством. Согласно данным разных сводных реестров, их число сильно разнится.

Тем не менее, можно выделить общую потребность для малых промышленных компаний: наращивание и модернизация основных фондов. На сегодня уровень износа основных средств составляет порядка 50%.

Поддержкой производственного бизнеса в стране сегодня занимается Фонд развития промышленности. Однако его деятельность сосредоточена на крупном бизнесе. Высокую эффективность показывала программа Минэкономразвития по лизинг-гранту, однако сейчас ведомство больше ориентируется на инфраструктурную поддержку.

То есть потребность в господдержке, безусловно, есть, но инструментов явно не хватает.

Чтобы начать системно разрабатывать меры поддержки производственного бизнеса, необходимо создать единый реестр, уверен Азат Газизов. Нужно провести опрос, понять по основным средствам, оценить экспортоориентированность и т.д., а затем уже разрабатывать программу и целиком поднимать этот сегмент рынка.

Фото https://forumspb2018.tassphoto.com/

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»